В 2007 году Псковская региональная общественная благотворительная организация «Общество родителей детей-инвалидов с аутизмом “Я и ты”» при содействии Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области создала театральную студию. С тех пор театр показал публике немало сценических и уличных постановок по произведениям русских и зарубежных классиков. Педагог студии «Я и ты», учитель-дефектолог Алевтина Вальчишена рассказала АСИ о театре.
В театральной студии занимаются больше 20 человек в возрасте от восьми до 47 лет. У всех участников ментальные, опорно-двигательные нарушения и расстройства аутистического спектра с нарушением эмоционально-волевой сферы. Те, кто играет в театре с 2007 года, — таких больше 10 человек — попали в него по собственному желанию. Впоследствии школьников стали приглашать в труппу из Центра лечебной педагогики, взрослых — из интеграционных мастерских.
Не просто кружок
К вам приходят люди с ментальными нарушениями, порой достаточно серьезными. Наверное, очень непросто подготовить такого человека даже к какой-то эпизодической роли в театре?
У нас есть режиссер — на данный момент это артист нашего псковского кукольного театра Николай Зубрилин, который отвечает за идею, постановку, за все творческие моменты. Я — учитель-дефектолог и помогаю во взаимодействии между режиссером, ребятами, помогаю им социализироваться, наладить общение между собой.
Еще у нас есть музыкальный руководитель. Мы работаем одновременно — режиссер, я и музыкальный руководитель. Также у нас есть воспитатель, который тоже помогает нам решать возникающие организационные вопросы. Например, кто-то хочет выйти в уборную, кому-то нужно переодеться и тому подобное.
Сколько времени длится репетиция, занятие?
Мы занимаемся два раза в неделю, репетиции длятся 2–2,5 часа.
Дети не устают? Да и взрослые тоже…
Конечно, усталость у всех накапливается, особенно к середине учебного года, но мотивация сильнее, чем наша усталость. Мотивация у каждого своя: для кого-то это выход на сцену, кто-то глубоко понимает, что грядет спектакль на профессиональной сцене, кто-то понимает на уровне «я просто выступлю, на меня посмотрят родители и обрадуются», кто-то ждет цветы после спектакля, кому-то просто важно приходить, общаться, новое что-то узнавать.

У всех ребят очень насыщенная жизнь: они ездят на разные выставки, спектакли, в музеи. Наш Пушкинский театр (Псковский академический театр драмы имени А.С. Пушкина. — Прим. АСИ) часто дает нам билеты, мы ходим на постановки, им это очень интересно. Для участников это не просто какой-то кружок, а часть жизни, о которой они постоянно думают, к которой постоянно готовятся. И мало кто уходит.
О симбиозе в театре
Вот пришел новый человек. Через какое время начинается творческая работа над ролью?
Чаще всего ребята сначала настороженно относятся к какой-либо деятельности, присутствует стеснение, непонимание. Специфика наших актеров, например, в том, что они в силу особенностей своего мышления замечают те детали, которые не замечаем мы.
У нас получается интересный симбиоз. Режиссер дает какую-то идею, труппа начинает ее проигрывать, и становится понятно, что педагоги совсем по-другому это видят, нежели наши актеры. Ребята говорят: «А вот здесь может быть вот так». Это здорово — они вливаются в творческий процесс. Как быстро это происходит? У всех по-разному. Опытные актеры, которые занимаются в студии с 2007 года, учат младших, стараются им что-то донести.
Прошлой весной у нас была премьера спектакля «К морю» на профессиональной сцене Пушкинского театра. В этом спектакле все актеры в черных костюмах, в наших руках гибкие палочки, окрашенные светящейся краской. Мы выступаем в темноте и из этих гибких палок делаем разные фигуры морских обитателей, волны, штиль.
При построении, продумывании этих фигур ребята давали свои комментарии. Изначально мы строили эти фигуры, ребята сидели в репетиционном зале и отмечали, например, что осьминог не так выглядит, это скорее медуза. Мы показывали рассвет и думали, как это интереснее сделать: сначала показывается половинка солнца, потом целое, присоединяется палка к палке…
То есть и исполнители это сами придумывали?
Да, есть именно их элементы. Сейчас мы работаем над спектаклем на тему Великой Отечественной войны, и многие из ребят хорошо знают музыкальный репертуар, мы много об этом разговариваем, смотрим фильмы, рассматриваем книги, читаем письма, воспоминания, все это обсуждаем. И они подмечают интересные вещи, например, как держать кружку, какая обстановка была в землянке, какой для этого необходим реквизит.
Как распределяются роли?
Мы стараемся, чтобы в каждом спектакле были задействованы все участники нашей театральной студии, чтобы каждый постоял на сцене и что-то сделал. У кого-то роли небольшие, например, у наших маленьких, только начинающих, актеров, но и такие роли очень важны. У опытных актеров, конечно, роли большие.
Какова средняя продолжительность спектаклей с учетом особенностей актеров?
Всегда по-разному — в зависимости от режиссера, от состава труппы. Когда в театре играли только взрослые актеры, спектакли могли длиться по часу и больше. Теперь мы исходим из того, что в труппе разновозрастные ребята, поэтому держимся в рамках 40–50 минут.
Присутствуют ли в ваших постановках элементы импровизации?
Вот, например, спектакль «К морю» у нас иммерсивный. Мы подключаем зрителей, чтобы они попробовали тоже постоять на профессиональной сцене и стать частью чего-то большого. В какой-то раз ребята решили собрать весь зал на сцене и понадобилась помощь педагогов в организации этого процесса.
Нашим актерам очень нравится наше дело, и они хотят этим поделиться, рассказать, показать, научить, дать возможность почувствовать, чтобы люди стали немного причастными.
Индивидуальный подход
Мы говорим о людях с ментальными нарушениями. Насколько ваши актеры понимают сюжет, смысл произведения? И вообще важно ли это?
Нам бывает очень сложно определить уровень понимания у кого-то из ребят. Но ведь и у нейротипичных людей разная степень понимания происходящего. Мне кажется, важен сам процесс, то, что они в нем участвуют, важно само желание людей участвовать в этом процессе. А понимает каждый как может. Весь материал мы стараемся адаптировать под наших актеров, и с каждым обсуждаем настолько широко и глубоко, насколько он способен обсуждать.
Неким промежуточным итогом в этом процессе все равно становится результат — произведение сценического искусства. Как вам кажется, насколько этично использование в спектакле людей без их более-менее сознательного отношения к процессу его создания?
В основе нашей театральной студии лежит индивидуальный подход. Каждый эпизод мы подбираем под актера, мы исходим из его сильных сторон. Если человеку что-то совсем непонятно и чуждо, мы такое давать ему, конечно, не будем. Здесь уже педагоги должны понимать, как можно раскрыть талант каждого актера.

Например, сильная сторона одной нашей участницы — рассказывать стихотворения, и мы стараемся раскрывать эту ее сторону как можно шире. Спектакль «К морю» в темноте длится около 40 минут, и этой девушке было сложно выдержать такой отрезок времени на сцене, так что она была у нас рассказчиком. Мы увидели то, что она может делать, и выделили ей главную роль: она читала стихи.
Вы замечали у кого-то из участников студии улучшение каких-то бытовых, социальных навыков на фоне выступлений в театре?
Конечно, и у взрослых, и у детей школьного возраста наблюдается положительная динамика. Благотворно влияет естественная среда. Если ребенка учить общаться на занятии — это искусственно созданная среда, в которой есть определенная последовательность, правила, а когда они приходят в студию — это возможность для свободного общения. Перед каждым занятием мы садимся в круг, обсуждаем, кто как провел выходные, каникулы, учимся взаимодействовать с разными людьми.
Последние три-четыре года мы начали приглашать в нашу труппу школьников — до этого в студии занимались люди от 18 лет. И когда мы начали подключать школьников, то обратили внимание, как взрослые берут на себя некую ответственность за своих младших сокомандников. Это очень интересно.
У нас есть ребята, которые вербально не общаются, им нужны средства альтернативной и дополнительной коммуникации, и у них часто снижена мотивация к общению, так как они не могут высказаться. Взрослые актеры очень открыто к этому относятся, с удовольствием обсуждают с ребятами что-то при помощи планшетов, карточек. Они много помогают и в организационных моментах: школьники чуть раньше уезжают домой после репетиции на специальном автобусе, и у нас есть взрослые, которые за это отвечают — провожают их, помогают одеваться.
Другое искусство
В жизни театральной студии с самого начала ее существования участвуют профессиональные актеры, режиссеры — люди не из сферы дефектологии. Вероятно, у них нет изначальной подготовки к работе с людьми с особенностями развития. Как получается это взаимодействие?
Эти люди приходят именно по зову души. Сначала мы общаемся, знакомим их с особенностями наших актеров, потому что человеку неподготовленному это все не очень понятно.
С нашим нынешним режиссером Николаем Зубрилиным мы работаем третий год, и до сих пор у нас случаются ситуации, в которых нужно обговорить, как себя вести. Для наших ребят режиссер — очень весомая фигура, они с нетерпением его всегда ждут, с большим уважением к нему относятся.

В Пскове много лет проходит международный фестиваль «Другое искусство». Как ваша театральная студия в нем задействована?
«Другое искусство» — огромный фестиваль социальных театров. В прошлом году мы показали на нем наш спектакль «К морю», был полный аншлаг. Мы смотрим по возможности все постановки, которые привозят на фестиваль, подмечаем что-то для себя, выносим на обсуждение.
Представим, что люди с нуля решили организовать подобную театральную студию, пригласили группу людей с определенными особенностями. Что бы вы им посоветовали?
Первично должна быть сильная педагогическая команда. У нас в команде есть человек искусства, дефектолог, учитель музыки. И наша работа — многокомпонентная, всеобъемлющая. При отсутствии опыта взаимодействия с людьми с особенностями развития это все будет намного сложнее.
Я бы не стала выстраивать очень жесткие границы — мы все-таки про искусство, про то, кто как видит, про индивидуальность — и посоветовала бы прислушиваться к любому мнению ребят, делать не только то, что планирует режиссер, но основываться и на переживаниях актеров. Это иногда очень меняет изначально задуманную картину. Важнее идти от актера — подсвечивать его сильные стороны и развивать их.
- Почувствуй себя иным: в Нижнем Новгороде открылась «Самая закрытая выставка»
- Театр о чем-то большем: каким был инклюзивный театральный фестиваль «не/норма»
- «Жизнь продолжается под аплодисменты», или Для чего детям с онкозаболеваниями театр
- Кто и зачем развивает в Сибири театротерапию
- Неинвалидное искусство: как выживают и развиваются инклюзивные театры