Новости
Новости
14.11.2025
13.11.2025
12.11.2025
18+
Статьи

Корпоративное волонтерство: советы экспертов

Все больше бизнес-компаний развивают корпоративное волонтерство. Эксперты делятся опытом, как сделать коллаборации с НКО еще эффективнее. 

корпоративное волонтерство
Фото: GreenForce Stuffing / Unsplash

В Москве прошел ХIV Московский международный форум «Корпоративное волонтерство». На сессии «Коллаборация во благо: тренды корпоративного волонтерства в мире НКО» эксперты из ведущих компаний и некоммерческих организаций рассказали о самых эффективных форматах сотрудничества.

Эволюция волонтерства: от разовых акций к стратегическим программам

Анна Орлова, руководитель социальных проектов Rostic’s и генеральный директор благотворительного фонда «Открывая горизонты», рассказала, как менялось корпоративное волонтерство в компании.

Изначально сотрудники волонтерили в разных сферах, но постепенно программа корпоративного волонтерства сфокусировалась на помощи подросткам в трудной жизненной ситуации.

По мере роста числа волонтеров и стремления фонда к самостоятельности Rostic’s расширил направления помощи. Теперь у компании есть волонтерский календарь, включающий донорство, экологические акции, поддержку животных и социальное волонтерство.

Анна подчеркивает: чтобы корпоративное волонтерство было по-настоящему эффективным и вовлекающим, необходимо прислушиваться к мнению сотрудников. Например, можно проводить опросы, узнавать интересы коллег и создавать программы, которые будут откликаться им. Это позволит не только увеличить число волонтеров, но и повысить их лояльность.

Гибкость и вариативность

Андрей Прокофьев, руководитель отдела по работе с партнерами благотворительного фонда помощи бездомным животным «Ника», подчеркнул важность выстраивания долгосрочных и стратегических отношений с корпоративными партнерами. 

НКО важно помнить: у коммерческих компаний разные интересы и единого шаблона для партнерства нет. Сектор должен быть достаточно гибким, чтобы предлагать те форматы сотрудничества, которые будут актуальны бизнесу.

хаски хэлп

«Например, мы решили создавать разные продукты, чтобы закрывать потребности бизнеса. Кому-то нужны лекции, кому-то посещения приютов, кому-то совместные программы и мероприятия», — рассказывает Андрей Прокофьев.

Фото: Евгения Федорова / АСИ

Также эксперт считает, что нельзя ограничиваться просьбами о финансовой помощи. Будет лучше, если НКО разработает программу, которая позволит волонтерам участвовать в разных активностях — от образовательных лекций до практической помощи.

Наставничество: глубокое погружение в социальную проблему

В организации «Наставники детям» основная часть взрослых — это волонтеры-наставники, которые проходят обучение и работают с детьми в трудной жизненной ситуации. В том числе среди них есть корпоративные волонтеры.

«К нам приходят волонтеры, мы их обучаем становиться наставниками. Каждому наставнику наши психологи подбирают в пару ребенка и после этого ее сопровождают», — поясняет Юлия Артюхина, директор по работе с ключевыми партнерами волонтерской программы «Наставники детям».

Помимо наставничества, корпоративные волонтеры делятся с подростками профессиональными знаниями (финансовая и правовая грамотность, IT), а также помогают с разовыми, но крайне важными задачами, такими как фотосъемка.

При работе с уязвимыми группами, к которой в том числе относятся дети из детских домов, важно ставить во главу угла долгосрочное и стабильное взаимодействие, советует Юлия. Например, организация должна подготовить волонтеров к особенностям взаимодействия, чтобы избежать разочарований и обеспечить максимальную пользу для подопечных.

Масштаб и smart-помощь: опыт «Сбера»

На счету «Сбера» — более 40 тысяч активных волонтеров, рассказывает Айгуль Воронцова, руководитель направления по КСО «Сбера». 

Особенность корпоративного волонтерства в банке состоит в том, что сотрудники самостоятельно придумывают проекты, ищут команды и ресурсы, а компания поддерживает их.

При этом для «Сбера» крайне важен НКО-партнер, который помогает направить энергию волонтеров в нужное русло и обеспечить социальный эффект. Компания обучает волонтеров, как выбрать надежные НКО.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

Айгуль советует: в компании важно развивать принцип «умной помощи», фокусируясь на решении причин социальных проблем, а не только их последствий. Также важно обучать сотрудников выбору надежных НКО-партнеров, анализируя их устойчивость, публичные отчеты и участие в грантовых конкурсах.

Вызовы и возможности регионального волонтерства

Екатерина Чулкова, старший менеджер по корпоративной социальной ответственности АО «Сервье», рассказала о специфике фармкомпании, где сотрудники распределены по всей России, часто по два-три человека в городе. На этом фоне появляется новый вызов — невозможность объединить волонтеров. 

Компания «Сервье» стремится к долгосрочному и системному сотрудничеству, отдавая приоритет фондам, которые активно вовлекаются в проведение волонтерских мероприятий. Однако важным источником идей становятся сами сотрудники в регионах, которые уже помогают каким-либо фондам. 

Компаниям с распределенной структурой Чулкова советует поощрять инициативы сотрудников на местах. Они могут стать амбассадорами и связующим звеном с локальными НКО, выстраивая долгосрочное партнерство.

Шесть советов для бизнеса, желающего работать с НКО

Анна Смирнова, руководитель программы «Тандем-консалтинг» благотворительного фонда «Добрый город Петербург», занимается консалтингом в сфере корпоративного волонтерства и поделилась ключевыми советами для компаний:

  1. Не стесняться говорить о своих бизнес-задачах. Честное обозначение целей позволит НКО подобрать наилучший объект помощи и формат работы.
  2. Доверять экспертному мнению НКО. Нужно быть готовым изменить изначальную идею, если эксперты из НКО считают ее неэффективной или даже вредной. Важно избегать «причинения добра».
  3. Спрашивать сотрудников. Например, компания может вовлекать их в процесс выбора направлений волонтерства — это дает ощущение причастности. 
  4. Начинать с простого, но не останавливаться. Первые проекты должны давать быстрый и видимый результат (например, посадка деревьев). Это мотивирует и бодрит сотрудников. Однако важно не стагнировать, а переходить к более долгосрочным проектам с отложенным социальным эффектом.
  5. Не забывать про продвижение. Компаниям стоит рассказывать не только о своих достижениях, но и о своем НКО-партнере. Это дает им видимость, помогает решать социальные проблемы и привлекать новых партнеров. 
  6. И самое главное — рекомендовать НКО своим партнерам по бизнесу. Для бизнеса это один звонок, а для организации — реальная помощь. 
18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике

Мы используем файлы cookie и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

Хорошо