Новости
Новости
10.12.2025
09.12.2025
08.12.2025
18+
Статьи

«Выставка про ПНИ»: как социокультурный проект может подготовить общество к изменениям

9 декабря в Музее Москвы открылась «Выставка про ПНИ». Выставке предшествовала большая пресс-конференция. Собрали основные ее тезисы.

выставка про пни
Фото: Екатерина Васильева / АСИ

Нынешняя выставка в Музее Москвы — это расширенная экспозиция выставки «ПНИ. Самая закрытая выставка России», которая прошла в Нижегородском государственном художественном музее с 27 марта по 19 мая 2024 года. 

На выставке собрано более 300 работ: фотографии фотожурналиста Юрия Козырева и инсталляции Алексея Сахнова, художника, который с 1994 года живет в петербургском ПНИ № 3.  Выставка в Музее Москвы пройдет с 9 декабря 2025 года до 5 апреля 2026 года.

Что такое ПНИ

В России более 500 психоневрологических интернатов. По данным исследования «Региона заботы», на 2019 год в них проживало более 160 тысяч россиян. Сейчас подопечных ПНИ уже больше 200 тысяч. Если учитывать частные, в том числе «серые» интернаты и пансионаты для людей с деменцией, это количество может доходить до 780 тысяч.

В ПНИ попадают очень разные люди. Там живут пожилые с деменцией, болезнью Альцгеймера, Паркинсона. Есть люди с когнитивными нарушениями, зависимостями, различной степенью умственной отсталости, а также люди с тяжелыми множественными нарушениями развития. Также в интернатах есть люди с синдромом Дауна, ДЦП и ветераны боевых действий, которые не смогли вернуться к мирной жизни. Туда же попадают сироты из детских домов с педагогической запущенностью.

Психоневрологические интернаты — это система, которая возникла в СССР для содержания людей с ментальными нарушениями. Сегодня система ПНИ принципиально устарела. Часто в интернаты не могут добраться современная психиатрия и бизнес, который теоретически мог бы устроить для проживающих рабочие места. В интернатах очень мало персонала. Так что иногда санитарки физически не могут не связывать проживающих с проблемным поведением. Некоторым подопечным нужно индивидуальное сопровождение, но возможности обеспечить его нынешними штатами просто нет. «Серые» интернаты — это еще страшнее, чем ПНИ, потому что никакие проверяющие органы туда не доходят.

По мнению Нюты Федермессер, автора проекта Народного фронта «Регион заботы» и директор фонда «Вера», одномоментно система интернатов себя не изживет. Один из способов начать менять ее сейчас — насытить интернаты волонтерами. Они помогут работать с проживающими. Также наличие сторонних наблюдателей будет способствовать изменению обращения с проживающими в интернатах.

нюта федермессер игорь седых выставка про пни
Фото: Екатерина Васильева / АСИ

При этом, по данным исследования:

  • 56% проживающих в ПНИ не нуждаются в круглосуточном пребывании в спецучреждении;
  • 40,8% — люди трудоспособного возраста;
  • 29% хотят работать и могут платить налоги;
  • 19% готовы и хотят обучаться;
  • 8,9% имеют право восстановить полную или получить ограниченную дееспособность.

Музей как место обсуждения социальных проблем

«Впервые в своей практике я сталкиваюсь с социальной проблемой, где к изменениям готовы профессиональное сообщество, родительское сообщество, готовы чиновники всех уровней — региональные и федеральные. А общество не готово. Обычно бывает наоборот», — говорит Нюта Федермессер.

При этом разговор об острых социальных проблемах плохо вписывается в нынешнюю предпраздничную спешащую Москву с ее обильными новогодними декорациями. Но пространство музея оказывается местом, где возможны дискуссии на самые передовые темы.

«Музей Москвы не первый раз работает с острой социальной проблематикой. Именно сочетание городского музея и острой социальной проблематики дает большой интерес зрителей, — рассказала Анна Трапкова, директор Музея Москвы. — Тема ПНИ острая. Несмотря на это, мне кажется, что новая выставка не будет восприниматься болезненно. Она будет способствовать прямому диалогу людей, готовых помогать, вносить свой вклад. Наша роль городского музея состоит в том, что мы можем соединять в наших стенах художественные, документальные и социальные проекты».

Анна Трапкова выставка про пни
Фото: Екатерина Васильева / АСИ

На пресс-конференции директор Музея Москвы обещала, что всем желающим бесплатно посетить выставку, например, с группами судей или проживающих в ПНИ достаточно просто позвонить в администрацию музея.

По словам Инны Прилежаевой, креативного продюсера выставки, помимо обычных экскурсоводов, на выставке будут работать музейные медиаторы. В отличие от экскурсоводов, которые просто дают посетителям информацию, которую заложили в экспозицию кураторы, медиаторы помогут зрителям установить личный контакт с увиденным. Расписание работы музейных медиаторов на выставке с темами дискуссий появится в ближайшее время.

После выставки в Нижнем Новгороде у посетителей возникал вопрос: «А что я могу сделать прямо сейчас?» Поэтому на московской «Выставке о ПНИ» медиаторы обратят внимание зрителей на проекты «Народного фронта», например путеводитель по социальному волонтерству «Навигатор заботы». И новогоднюю акцию «ПНИжеланий», в которой собраны пожелания обитателей интернатов. Их пожелания обычно короткие, как сама аббревиатура ПНИ. Например, одна из проживающих попросила себе в подарок просто синие колготки.

Про выставку в Нижнем Новгороде

По словам губернатора Нижегородской области Глеба Никитина, чье видеообращение показали на пресс-конференции, когда в 2024 году выставку в Нижнем Новгороде открывали, предполагалось, что ее посетят от трех до четырех тысяч человек. Выставку в итоге посетило 12 тысяч, в том числе родители, размышляющие о помещении своих детей в ПНИ, родственники людей с психическими заболеваниями, сам губернатор и члены его аппарата, социальные работники, школьники и пожилые люди. Известны случаи, когда люди приезжали на выставку из других городов и ходили на нее не по одному разу.

Сегодня Нижегородская область — единственный регион России, в котором работает по-настоящему независимая служба защиты прав людей с психическими заболеваниями. Благодаря работе наблюдательного совета служба не зависит напрямую от областных Минздрава и Минсоца. Нижегородская служба защиты прав продолжила активную работу даже после того, как в 2023 году статью об обязательном создании таких служб убрали из закона о психиатрической помощи в России.

Здесь же проходят апробацию разные формы проживания, альтернативные ПНИ. Например, недавно открылось учебно-тренировочное общежитие для воспитанников ДДИ. Меняются порядки и в самих ПНИ. Например, проживающим массово разрешили пользоваться смартфонами. Так у людей появляется возможность заказывать товары на маркетплейсах. Это особенно актуально для тех проживающих, которые работают вне интерната.

игорь седых выставка про пни
Фото: Екатерина Васильева / АСИ

Игорь Седых, министр социальной политики Нижегородской области, рассказал о семинаре-совещании «ПНИ — пространство новых идей», который проходил в феврале 2025 года по инициативе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. На этом семинаре проводили интересные эксперименты. Например, руководителей интернатов положили на кровати, привязав за одну руку. Такое положение дает понять, что чувствует проживающий в интернате, которого фиксируют в кровати.

«Ты лежишь, не можешь двигаться. Ты слышишь, как вокруг тебя летает муха, но не можешь ее убить, потому что руки связаны. Ты слышишь, как по коридору проходит кто-то на каблучках. Причем женщина на каблучках не знает о твоем существовании, а ты никогда не видел ее, — вспоминал министр. — Когда тебя кормят, тебе быстро засовывают пищу в рот, и ты глотаешь, не успев почувствовать вкуса. Голоден ты или нет в этот момент, вообще никому не интересно. Такие эксперименты очень сильно погружают в атмосферу интернатов».

Выставку Игорь Седых назвал еще одним таким погружением.

Про интернаты как градообразующие предприятия

По словам Алексея Газаряна, руководителя аппарата уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка, перестройка какой-либо существующей системы — это задача, традиционно неудобная для администрации. Руководству проще повесить график и распорядок, чем принимать индивидуальные решения по каждому обитателю интерната.

алексей газарян выставка про пни

При этом сопровождаемое трудоустройство и сопровождаемое проживание — это институции, которые требуют большой инфраструктуры. Но в России ПНИ традиционно расположены в отдаленных поселках и моногородах, где они еще и градообразующие предприятия. В итоге вопрос реформы ПНИ перерастает в вопрос нового социального дизайна территории. И есть риск, что против изменений в интернате будет протестовать все население города, которое там работает.

Участники пресс-конференции вспомнили поселок Эльбан в Хабаровском крае, где расположены исправительная колония особого режима и мужской ПНИ, в который свозят мужчин с ментальными особенностями со всего края. В итоге все население поселка работает либо в колонии, либо в интернате. Плюс родственникам сложно навещать обитателей интерната, потому что до него очень сложно доехать.

Также Алексей Газарян обещал привести на выставку сотрудников института аппарата уполномоченного по правам ребенка. И высказал идею, что выставку должны увидеть судьи, принимающие решения о лишении дееспособности.

Почему обитателям ПНИ нужна служба защиты прав

Екатерина Кантинова, директор АНО «Служба защиты прав лиц, страдающих психическими расстройствами, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», рассказала, что наличие таких служб в регионах необходимо, так как реализовать свои права, обращаясь в другие органы, проживающие в интернатах часто не могут.

«Посещая интернаты, мы обнаружили, что во многих местах проживающим запрещено пользоваться мобильными телефонам, — рассказала Екатерина Кантинова.- Соответственно, люди не могут написать обращение в государственные органы, не могут по своему выбору на собственные деньги заказать товары. Можно или нет человеку съесть пачку чипсов, решает администрация интерната. Нередко людям запрещают гулять, общаться с родственниками, посещать знакомых в других корпусах интерната, пользоваться интернетом. Людей, нуждающихся в индивидуальном сопровождении, могут запереть в комнате, поставив ведро вместо туалета. Все это происходит, потому что персонал интернатов просто не учили общаться с проживающими».

По мнению Екатерины Кантиновой, в России нужна кардинальная перестройка системы интернатов. В них как минимум должны появиться команды врачей, которые осматривали бы проживающих каждый день.

По ее словам, сотрудники службы защиты прав нередко сталкивались с ситуациями, когда один человек отправляет сразу десятки жалоб в разные инстанции. Так происходит потому, что, получив свой телефон на час в неделю, как это установлено администрацией, житель интерната начинает передавать в инстанции жалобы о всех случаях притеснения своих знакомых, которые он помнит. Сотрудничество между жителями интернатов очень велико.

В результате сейчас все ПНИ Нижегородской области обязаны подписать договор со службой защиты прав, без такого договора интернаты в регионе не имеют права работать. Причем сотрудники службы, по условиям такого договора, имеют доступ в интернат в любое время. При решении разных проблем сотрудники службы активно привлекают регионального уполномоченного по правам человека. Они также помогают наладить межведомственное взаимодействие.

«За все время работы службы в нее поступило около 20 тысяч обращений, — добавила Нюта Федермессер. — Сейчас процент решенных обращений службы составляет около 96%. А еще мы поняли, что, если из интерната не жалуются, это не значит, что там все хорошо. Просто там никто не знает, куда писать».

Также участники встречи вспомнили об устаревших нормах, сохраняющихся в законодательстве. Например, по нынешнему закону в случае рождения ребенка у двух недееспособных родителей такого ребенка автоматически изымают и помещают сведения о нем в базу данных детей, открытых к семейному устройству. Между тем в интернатах часто возникают постоянные пары, где супруги искренне привязаны друг к другу.

В последние годы общественникам удалось сохранить детей из нескольких подобных семей с помощью привлечения внешних опекунов. Часто такими опекунами выступают бабушки и дедушки. При этом из недееспособных родителей получаются очень чуткие мамы и папы. Правда, такой семье потребуется больше ассистентской помощи, когда ребенок вырастет и начнет ходить в школу.

выставка про пни
Фото: Екатерина Васильева / АСИ

О чем узнают посетители выставки

Выставка состоит из нескольких разделов. Первые залы — темные, рассказывают про будни в ПНИ. В одном представлена история человека, который прожил в ПНИ более 10 лет и даже не знал, что был лишен дееспособности.

Здесь же посетителям предлагается ответить на вопросы, которые задают во время процедуры лишения дееспособности. Некоторые из них, например, что дороже — киловатт/час электроэнергии или кубометр воды, ставят в тупик даже людей без особенностей.

Далее несколько залов посвящены быту проживающих в ПНИ, где посетители выставки узнают, что такое «обезвремененная жизнь», какая валюта «ходит» в интернате, почему жители интерната круглый год отмечают Новый год, а некоторые из них вместо альбомов с фотографиями делают альбомы с газетными вырезками, и почему списать вещи в ПНИ сложнее, чем людей.

«Меня особенно поразило, что люди ничем не заняты, в жизни ничего не происходит. «Завтрак, обед, перекур», — поделилась посетительница выставки.

Один из залов — светлый, с белыми стенами. Здесь рассказывается о другой стороне жизни в ПНИ, когда появляются социальные инициативы, когда приходят волонтеры, когда создаются квартиры сопровождаемого проживания. И люди на фотографиях преображаются.

выставка про пни
18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике

Мы используем файлы cookie и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

Хорошо