Новости
Новости
30.12.2025
29.12.2025
26.12.2025
18+
Статьи

Почему в Дагестане не справляются с отловом бездомных собак

Эксперты рассказали Агентству социальной информации о региональных особенностях работы муниципальных отловов и сделали прогноз, как ситуация изменится в 2026 году.

Фото: Алиса Ермакова / АСИ

По данным за 2023 год, в Дагестане насчитывалось более 14 тысяч бездомных собак. Зоозащитники говорят о том, что, несмотря на заявления чиновников и организаций по отлову, система работы с безнадзорными животными в регионе неэффективна. Кроме того, они сомневаются в законности методов служб, занимающихся отловом бездомных собак в республике.

Свидетельства очевидцев

Москвичка Полина отдыхала в Каспийске осенью, и главное впечатление — бездомные собаки. Их было так много, что невозможно не замечать.

«Я шла по центральной, относительно благоустроенной улице. Там очень много людей вечером. И прямо на этой улице рядом с тротуаром спали несколько щенков», — рассказывает она.

Фото: Evan Clark / Unsplash

Долгие попытки выяснить, куда можно пристроить животных, ни к чему не привели. Было решено спасать их самым нестандартным — а на самом деле для этих мест вполне традиционным — способом: вывезти в Москву. Это было непросто: в Дагестане оказалось меньше волонтеров и вообще людей, сочувствующих собакам, чем в других регионах.

В итоге семь щенков доехали до Москвы, сейчас им ищут хозяев. Одна собака умерла от энтерита, а еще несколько из того же помета остались в Дагестане. Какова их судьба — неясно.

Похожая история у Дарьи, которая была в Каспийске проездом в октябре 2025 года. В одном из жилых районов рядом с частными домами она обнаружила голодных, но очень дружелюбных щенков. Их было девять. Местные жители, которые их подкармливали, сообщили, что мать щенков пропала.

Их попытались вывезти, но Дарья столкнулась с отсутствием какой-либо волонтерской помощи: зооактивистов, которые готовы были бы помочь, практически не оказалось.

«Прошло два месяца, и, кроме одного щенка, никого в живых уже не осталось. Сначала погибла самая ласковая девочка в результате какого-то удара. Другие стали исчезать. Одного, черныша, нашли мертвого, с дротиком в теле. Он валялся у магазина. Его пытались реанимировать, но пес был мертв — видимо, стреляли на поражение», — рассказала Дарья, которая узнала о судьбе собак от неравнодушной местной жительницы.

По словам последней, в Каспийске нет муниципального приюта и гуманного отлова. Еще один помет щенков недалеко от этого места просто испарился: собаки исчезли и больше не появились, хотя по действующей в Дагестане программе ОСВВ (отлов — стерилизация — вакцинация — выпуск) животных должны возвращать в прежнюю среду обитания.

О судьбе еще нескольких собак Полина и Дарья не знают и очень переживают, потому что в ноябре в Каспийске произошло несколько случаев нападений собак на местных жителей. После этого начали активно выступать чиновники и правоохранители.

Ситуация с отловом бездомных собак в Каспийске

В ноябре 2025 года после нападения собак на ребенка Следственное управление Следственного комитета по Республике Дагестан начало проверку, а потом возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей). Следователи установили, что «инциденты произошли вследствие ненадлежащего исполнения муниципальным учреждением обязанностей по отлову и стерилизации безнадзорных животных».

Отлов бездомных собак. Фото: Илья Наймушин / РИА Новости

Контракт на работы по программе ОСВВ администрация Каспийска заключила в феврале 2025 года с МАУ «Приют для безнадзорных животных» городского округа Дербент. Он действует до 31 декабря 2025 года, сумма контракта — 600 тысяч рублей без НДС. Это предельная цена контракта, если он заключен по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона 44-ФЗ о закупках — то есть у единственного поставщика без проведения конкурсных процедур. Документ обязывает исполнителя отловить не менее 88 бездомных собак.

Еще один договор на отлов собак был заключен с компанией ООО «Эко-Дим» в феврале 2025 года. Стоимость работ по контракту составляет 295 тысяч рублей, срок — 45 дней. Основной вид деятельности компании — сбор опасных отходов.

В документе обозначено, что стоимость отлова, стерилизации, вакцинации и выпуска одной собаки составляет 8400 рублей. В эту сумму заложены также деньги на содержание и кормление животного в течение 10 суток, оплата труда работников, коммунальные расходы и траты на интернет, а также дорога — 191 рубль на одну собаку.

Вместе с контрактами на сайте администрации Каспийска прикреплены 12 актов об отлове, часть из них подписана договором с дербентским приютом, на другой части номер договора замазан. Из актов следует, что с 21 февраля по 4 апреля в городе отловили 142 собаки. Каждая из них описана, есть фотографии.

Один из актов свидетельствует о том, что по состоянию на 4 апреля 130 собак были выпущены после стерилизации и вакцинации, о судьбе 12 собак, отловленных 4 апреля, официальные документы на сайте администрации ничего не сообщают.

Документов о работе службы, занятой отловом бездомных собак, с апреля по декабрь 2025 года на сайте администрации Каспийска нет. Между тем в местных СМИ выходила новость о том, что 12 ноября в Каспийске отловили 11 бездомных собак, для чего специалисты комитета по ветеринарии Республики Дагестан обращались к махачкалинской службе по отлову животных.

В начале декабря 2025 года власти Каспийска заявили, что «активно работают над проблемой бездомных животных». Тогда в администрации сообщили, что за год городские службы отловили 308 бездомных собак. Одновременно замглавы Каспийска Мурад Аликберов сказал, что сейчас городская администрация выделила два земельных участка под строительство ветеринарного центра, где должен появится и муниципальный приют для животных.

Ситуация с отловом бездомных собак в Дагестане

На фоне уголовного дела в Каспийске власти республики решили обновить законодательство, касающееся проблемы бездомных животных. Каким образом — не сообщалось, но к 15 декабря должен был появиться проект нормативного акта о работе с безнадзорными животными. Пока этого не произошло.

Председатель правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов назвал ситуацию с безнадзорными животными в республике нестабильной.

Фото: Josh Appel / Unsplash

По его словам, в 2025 году из регионального бюджета на решение проблемы было выделено 30 млн рублей. Руководитель комитета по ветеринарии республики Магомед Шапиев выделил работу только трех городов — Кизляра, Буйнакска и Хасавюрта, — которые в 2025 году включили дополнительные финансовые средства на отлов животных.

В Дагестане более 750 муниципалитетов, каждый из которых должен заниматься отловом бездомных собак самостоятельно — региональную субсидию получают не все. Так, в 2023 году из выделенных республиканским бюджетом 27,5 млн рублей субвенции на отлов и содержание животных без владельцев были направлены бюджетам всего 23 муниципальных образований Дагестана. Из них 19 млн — Махачкале, 1,5 млн — Каспийску.

Счетная палата Дагестана провела проверку работы по отлову и содержанию животных без владельцев и выявила «множество нарушений со стороны органов местных самоуправлений». Одно из нарушений, описанных в отчете ведомства о проверке работы по отлову собак за 2023 год, — это как раз отсутствие средств на эти цели в местных бюджетах. Еще одно нарушение — среднее время фактического содержания животных в приюте составляет шесть-семь дней вместо установленных 20 дней.

В этом же отчете указывается, что для единовременного охвата около 90% животных без владельцев необходимы финансовые средства в размере 122 млн рублей.

В Махачкале на работу по отлову собак в 2025 году выделили 3,8 млн рублей. Была поставлена задача выловить и затем вернуть в естественную среду обитания 456 безнадзорных собак. К началу декабря «эта задача выполнена в полном объеме». Власти города оценивают решение проблемы безнадзорных собак в центральной части города «более чем на 90%».

С такой оценкой не согласны зоозащитники. Ирина Карпова, основатель приюта АНО «Верный друг», считает, что правильная работа по отлову в столице республики почти не ведется. Зоозащитница предполагает, что служба часто приезжает, чтобы животных не забрать, а убить. При этом на улицах много собак, а плодиться продолжают даже животные с бирками.

Городской пляж в Махачкале. Фото: Денис Абрамов / РИА Новости

«Если дербентский отлов работает законно и четко, возвращая собак на место, откуда их забрали, то махачкалинский — с нарушениями», — уверена Ирина Карпова.

Основатель приюта «Верный друг» рассказала, что в марте под Махачкалой в селе Агачаул было найдено больше 30 убитых собак. Местные жители обнаруживали также сожженные и закопанные тела животных. Зоозащитники обращались в полицию и природоохранную прокуратуру, но доказать причастность к этому какой-либо организации не удалось.

Ирина Карпова опасается, что перед Новым годом может начаться «жесткий отстрел собак», чтобы очистить город перед праздниками.

В махачкалинском МБУ «Служба по работе с бродячими животными» (бывший МУП «Питомец», по данным Счетной палаты за 2023 год, в Махачкале у организации было 96 вольеров для собак) корреспонденту АСИ заявили, что собак отлавливают по системе ОСВВ и доставляют в пункт временного содержания, рассчитанный на 500 животных. По словам Тимура Альбутаева, начальника отдела отлова, одновременно там бывает по 100–150 собак.

Он также признался, что отлов происходит в том числе с помощью шприцев со снотворным. Убийство собак сотрудниками службы мужчина опроверг, подчеркнув, что в Дагестане были инциденты с отстрелами, но ими занимаются правоохранительные органы.

Убивают ли животных в других регионах

Карина Кононова, руководитель отдела коммуникаций фонда «Ника», рассказала, что общественники регулярно сталкиваются с повышением напряженности в регионах в предновогодние недели.

«Это связано с увеличением потока людей на улицах, ростом обращений граждан и запросом на “быстрое наведение порядка”. В таких условиях действительно возрастает риск принятия несистемных и порой жестоких решений. Однако точечные и агрессивные меры неэффективны. Они не решают проблему, а лишь маскируют ее», — говорит она.

Позицию фонда «Ника» разделяет и Наталья Цветкова, координатор благотворительных программ фонда «Рэй». По ее словам, фактов незаконных отстрелов и отравлений животных по-прежнему предостаточно — и, к сожалению, такие заявления редко бывают безосновательными.

Между тем, как заметила Елена Шаройкина, председатель комиссии Общественной палаты РФ по экологии и устойчивому развитию, статистика по таким инцидентам как таковая отсутствует, но и «добросовестность проверок остальных сигналов вызывает сомнения».

Однако уровень жестокости к бездомным животным в предновогодние недели повышается не везде.

Фото: Алена Хлиманова / АСИ

В благополучных регионах даже представители зоозащитных организаций не фиксируют фактов отстрелов. Так, в Великом Новгороде, по словам Ларисы Акмановой, директора АНО «Жизнь», перед Новым годом отстрела «нет и не предвидится». Новгородский приют четыре года работает по программе ОСВВ и замечает, что на улицах уже стало значительно меньше собак.

Региональные особенности

Первый зампред комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов с обстановкой в Дагестане не знаком, однако подчеркивает, что в разных регионах ситуация с отловом бездомных собак будет разной. Более того, даже в соседних муниципалитетах она может отличаться.

«Контракты заключаются на уровне муниципалитетов, но в одном — нормальный исполнитель, а в другом — нет. У меня сейчас есть пачка обращений от граждан по одному индивидуальному предпринимателю, который работает в нескольких субъектах, — и о нем такое пишут… Отловили, увезли, а дальше, как утверждается, начинается зверство и откровенное нарушение закона», — рассказал депутат.

Карина Кононова призывает не делать обобщений относительно работы по отлову безнадзорных животных по отдельно взятому федеральному округу или регионам с каким-либо характерным признаком. Например, нельзя говорить, что все субъекты Северного Кавказа работают плохо, также нет оснований связывать эффективность реализации программы ОСВВ и с религиозными взглядами большинства жителей субъекта РФ.

«Результат всегда определяют конкретные параметры: есть ли приютская инфраструктура, ветеринарные мощности, надлежащие контракты, контроль за исполнителями, работа с владельцами», — сказала она.

Елена Шаройкина замечает, что единственный регион, более-менее укомплектованный приютами, — Москва. Однако их количество само по себе не показательно.

«Нужен критерий достаточности, который зависит от применяемой модели. А его нет», — сказала она.

Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

Наталья Цветкова считает многолетними лидерами по успешности программы ОСВВ Санкт-Петербург, Нижегородскую область и Подмосковье. При этом она подчеркивает, что система «не может не прижиться» — она не работает «из-за коррупции и саботажа».

При этом, как замечает Карина Кононова, в России отсутствует и единая методика оценки эффективности реализации программы ОСВВ. В некоторых регионах она реализуется последовательно и комплексно, с просветительской работой, устройством бездомных собак к новым хозяевам и контролем за пополнением уличной популяции. Однако есть регионы, где программа либо формально обозначена, но не исполняется, либо сводится только к отлову без должной ветеринарной помощи, стерилизации, учета и прозрачности.

Многие регионы, по мнению Владимира Бурматова, работают «нормально и абсолютно спокойно», а скандалов стало гораздо меньше. Нет проблем и с федеральным законодательством — оно гуманное. Поэтому если на местах появляются попытки узаконить негуманные практики по отлову животных, нужно задавать вопросы: исчерпали ли местные власти возможности, которые дает федеральный закон?

«Это полтора десятка мероприятий: построены ли у них приюты, проводится ли льготная стерилизация, есть ли программы по пристройству животных и так далее. Обычно у них нет ничего, цивилизованную систему выстроить не пытались. И почему же тогда возникают проблемы?..» — говорит Владимир Бурматов.

Чего ждать от 2026 года

В 2026 году, отмечает депутат, следует ожидать федерального закона о регистрации безнадзорных животных, о регулировании заводческой деятельности — вывода с рынка так называемых «серых» заводчиков, закона о единой службе 112 в плане реагирования на наличие безнадзорных животных на улицах. Кроме того, депутаты постараются внести изменения в КоАП, чтобы стало проще привлекать к ответственности за выброшенное на улицу животное.

В фонде «Ника» опасаются сокращения расходов на реализацию программы ОСВВ в регионах на фоне дефицита региональных бюджетов.

Фото: Татьяна Доукша / АСИ

Однако в зоозащитном сообществе надеются, что удастся сохранить вектор на системную работу, а не на быстрые решения — потому что убийство животных как метод регулирования численности давно показало свою несостоятельность.

«Ни в научной, ни в управленческой, ни в этической перспективе это не работает. Надеемся, что в 2026 году будет развиваться то, что дает устойчивый эффект: инфраструктура, контроль и партнерство», — сказала Карина Кононова.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике

Мы используем файлы cookie и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

Хорошо