Новости
Новости
19.01.2026
16.01.2026
15.01.2026
18+
Статьи

Волонтерская швейная мастерская: «Делаешь что нравится, и вопрос сбыта не стоит»

Можно ли прийти волонтерить в швейную мастерскую, не умея шить, и как иногда игрушки помогают найти баланс и даже почувствовать себя крутым.

Фото: Дима Жаров / АСИ

Для Полины Овсянниковой все началось с метровой вязаной елки. «Я очень давно в волонтерстве, искала и пробовала разные варианты и как-то увидела объявление от фонда, что нужна елка для декора на новогоднем мероприятии», — вспоминает Полина. Рукоделие ей нравилось всегда, поэтому елку она сделала быстро и привезла в фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» как раз во время одной из швейных мастерских.

«Приехала, посмотрела, как здесь шьют игрушки, увидела жирафа в вязаных гетрах, и, собственно, все — с тех пор я отсюда не уходила», — улыбается. Через год она стала уже не только шить, но и координировать работу мастерской и уже больше 10 лет ей руководит.

«Думаю, каждый человек, который любит шить, вязать и так далее, в какой-то момент сталкивается с вопросом, куда это все девать? Сначала раздаешь друзьям, но дальше что — складировать под кроватью? А тут есть возможность делать что нравится, и при этом вопрос сбыта, так скажем, не стоит».

Игрушки, которые изготавливают волонтеры в мастерских, уже много лет успешно распространяются на корпоративных ярмарках, а вырученные средства идут на поддержку программ фонда. Каждое такое мероприятие приносит десятки тысяч рублей в помощь конкретным детям и семьям в трудной жизненной ситуации.

Фото: Дима Жаров / АСИ

Начинали с лосей и жирафов, а сейчас все виды игрушек сложно перечислить. Что особенно важно, покупают их не «из жалости», чтобы сделать пожертвование, а потому что они действительно нравятся. «Люди сами хотят иметь такую вещь или подарить кому-то, а то, что это делается с благотворительной целью, — вишенка на торте», — говорит Полина Овсянникова.

При этом стать участником процесса создания этих игрушек можно с любым уровнем умений и навыков. Заготовки руководитель и еще несколько участниц шьют дома на машинке. На мастерской нужно набивать, зашивать, соединять детали, здесь каждому найдется подходящее занятие, а желающих всему готовы научить.

«Полина меня спросила: ”Шить умеешь?” — вспоминает волонтер Наталья, как впервые пришла в мастерскую три года назад. — Говорю: ”Да”. — ”Вот тебе собака, вперед”. И все, процесс пошел».

Мария терпеливо выворачивает уши для игрушечных жирафов. Чтобы заниматься этим кропотливым делом, она специально приезжает из Химок. «Если что-то не получается, рядом есть кто-то, кто поможет и подскажет. Кроме того, всегда можно заняться именно тем, что тебе нравится, что лучше выходит. Меня не утомляет такая работа, наоборот, успокаивает, — говорит волонтер. — А еще Полина научила меня вязать, поэтому я дома в свободное время вяжу одежду для этих игрушек — такое у меня появилось любимое занятие».

Инна делает гриву для лошади: «Может быть, я как-нибудь и соберу игрушку от начала до конца, но пока, когда прихожу, выполняю задание, которое дают. Мне кажется, все же лучше сначала доделать уже существующую вещь».

Начатых изделий тут два ящика. Опытному участнику, чтобы целиком из заготовок собрать игрушку, нужно посетить две мастерские, а новичок может и за все два часа встречи набить наполнителем только полноги для жирафа.

«Первый раз человек все делает долго, — рассказывает руководитель мастерской. — И либо он понимает, что это не его, уходит и больше не приходит, либо остается и достигает очень хороших результатов. Здесь у нас можно прочувствовать, что такое рукоделие и почему, собственно, оно стоит денег».

Необучаемых или совсем неспособных людей практически не бывает, считает Полина Овсянникова. Под контролем мастера коллективный процесс всегда приводит к результату. «Если даже восемь человек ее собирали, на игрушке это никак не сказывается».

Фото: Дима Жаров / АСИ

Но иногда все же случаются неожиданности. Однажды молодой человек пришел на корпоративное волонтерство от компании и так старательно набивал игрушечную таксу, что в итоге ей можно было забивать гвозди.

«Я увидела, думаю, кто же потом это сможет сшить? — рассказывает мастер. — А он сам говорит: ”Я не привык оставлять что-то недоделанным, приду еще раз”.

А когда доделал, подошел ко мне: ”Как вы думаете, если я ее сам куплю и своей девушке подарю?..” До этого он никогда ничего подобного не делал, и я думаю, что это очень круто!»

Взрослые влюбляются в эти игрушки чаще, чем дети, которых сегодня сложно удивить. Суровые мужчины уходят с ярмарок в обнимку с вязаными зебрами. Один счастливый обладатель разноцветного лося даже решил сделать в комнате ремонт в его тонах. А от постоянных покупателей поступают заказы на изделия в том или ином цвете.

Фото: Дима Жаров / АСИ

«Иногда мы ”торгуем фьючерсами”, — смеются в мастерской, — потому что той игрушки, которая уже продана, может еще не быть технически». Как-то ребенку (эти игрушки подходят и для активных детских игр) купили двух хамелеонов, он же решил, что раз есть мама и папа, то должен быть еще и малыш — пришлось шить. Перед Новым годом, когда наибольший спрос, иногда приходится в срочном порядке делать копии игрушек, которые приобретены дважды — например, на офлайн- и онлайн-ярмарке.

В ноябре — декабре в мастерской много народу, шумно и «адреналин можно есть ложками», смеются участницы. А сейчас, в начале года, тихо и немноголюдно.

Многие приходят сюда именно за этим спокойствием и неспешными разговорами. «Мастерские — это же не только про шитье, они же еще и про общение», — говорит Полина Овсянникова.

Но признается, что беседы иногда приходится модерировать: «Сейчас у людей взгляды разные, споры могут возникнуть о чем угодно — от политики до ЗОЖ, хоть даже о том, можно или нет употреблять дрожжи. Мое дело отвлечь, не дать спору разгореться, перевести разговор на другую тему».

Фото: Дима Жаров / АСИ

И общение, и те задачи, которые выполняют волонтеры, должны приносить удовольствие и радость, уверена руководитель швейной мастерской, и людям должно быть хорошо и комфортно.

Сама она работает техническим редактором в крупной компании, как волонтер дважды в неделю приходит в офис фонда, а еще в свободное время подбирает материалы и шьет заготовки. «Скажем так, баланс мной найден, — говорит Полина. — Чтобы не распыляться, я остановилась на этом варианте волонтерства, потому что оно мне нравится, не приводит к выгоранию и, я вижу, приносит пользу».

Тех, кто тоже хочет попробовать помогать в швейных и вязальных мастерских фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», ждут каждый вторник и четверг в 19:00 в офисе благотворительной организации. Узнать подробности и зарегистрироваться можно по ссылке.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике

Мы используем файлы cookie и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

Хорошо