Самое большое открытие
Наверное, главным открытием за 10 лет существования «Благосферы» стал тезис: для того чтобы люди поверили в себя, нужно не так много усилий. Чтобы люди поверили в себя, нашли соратников и начали менять мир вокруг, нужно пространство, внимание и небольшая поддержка, даже не финансовая, а человеческая. Тогда люди готовы буквально свернуть горы.
Конечно, людей надо посадить в хорошее, заряженное, атмосферное пространство, где есть те, кто могут им что-то посоветовать. И где само пространство будет наводить их на разные мысли и знакомить с разными людьми, которые тоже что-то такое делают, ищут и пытаются. Тогда получаются очень интересные встречи и проекты.
Самым большим проектом за 10 лет стало само возникновение «Благосферы». Когда мы придумывали и создавали центр, окружающие в основном крутили пальцем у виска и говорили: «Вы делаете вещь, которая не будет востребована». Но наши эксперты и партнеры были уверены, что такое место встречи НКО и поддержки инициатив граждан нужно. В итоге получился живой и развивающийся организм. То, что он станет именно таким, как есть, знать заранее мы, конечно, не могли.
Например, 10 лет назад мы не могли предположить, что будем выпускать подкасты, откроем Подростковую гостиную. Что будем ездить с передвижной конференцией «Авангард» по разным регионам и делать Музей фабрики-кухни. Мы живем в атмосфере постоянного креатива и драйва.
Пандемия и другие трудности
При этом существование центра не обходилось без проблем. Нам падало на голову то же, что и всем, но были и свои уникальные трудности.
Например, в пандемию организации, предназначенные для проведения живых очных событий, пострадали больше, чем те, кто спокойно вел плановую работу. Только представьте: мы все заряжены на то, что «надо встречаться», «надо находиться в пространстве». И вдруг – бах! – встречаться нельзя. Но в итоге этот запрет дал нам совершенно новые выгоды и эффекты, которые мы не могли заранее представить.

Хотя «Благосфера» создавалась, в первую очередь, как очное пространство, у нас всегда была сильная медийная поддержка и мы старались развивать компетенции работы с онлайн-инструментами, чтобы вести трансляции и дотягиваться до более широкой аудитории. Неожиданно в пандемию это помогло нам не только выжить, но и поддержать массу других организаций.
В те месяцы пространство простаивало, но работа не стояла. Все наши сотрудники, включая администраторов и секретарей, были вовлечены в проведение онлайн-событий для других организаций – от многочасовых онлайн-марафонов до онлайн-квартирников. Мы активно учили людей работать в онлайне и в итоге получили неожиданный эффект: аудитория «Благосферы» перестала быть чисто московской.
Несмотря на то, что изначально центр создавался для москвичей и гостей столицы, в пандемию мы распространили свою аудиторию на всю страну. Непреодолимая, казалось бы, трудность для очной площадки позволила нам сделать большой шаг вперед.
А вот специфические трудности были связаны, главным образом, с нашим зданием.

Все время, пока работаем, мы живем в прекрасном здании эпохи конструктивизма. Ему почти сто лет, и с ним периодически происходят разные перетрубации. У нас были даже угрозы потери здания как такового.
Это, конечно, очень больно – понимать, что пространство, которое ты сам придумал и обустроил, можешь потерять. Много лет мы бились за то, чтобы здание сохранило статус памятника культуры, а внутри этого памятника сохранились мы. И мы очень благодарны всем друзьям и партнерам, которые помогали нам в этой борьбе.
Что нас поддерживало
Все годы существования «Благосферы» нас очень поддерживало ясное понимание того, зачем именно мы работаем.
Миссия и смысл жизни «Благосферы» в том, чтобы содействовать вовлечению людей в наш прекрасный некоммерческий сектор, в личную социальную ответственность. Она не менялась никогда, несмотря на внешние обстоятельства. Мы уверены, что люди, которых надо просвещать, вовлекать, давать пробовать, будут всегда.
Это – очень большая уверенность и база.
Еще один источник нашей уверенности – это наши коллеги и партнеры. Большинство наших проектов создано в сотрудничестве с самыми разными НКО, бизнесом, СМИ, вузами, органами власти.И то, что, несмотря на самые трудные внешние обстоятельства, мы вместе продолжаем что-то делать, говорит о том, что наша работа нужна.

Еще могу сказать, что мне очень везет с командой. Люди, конечно, вырастают, приходят и уходят. Но тот интерес, с которым они работают, очень стимулирует и меня саму.
Фото: Слава Замыслов / АСИ
И, безусловно, ничего бы этого не получилось, если бы не наш прекрасный учредитель Владимир Смирнов, его вера в важность вещей, которые мы делаем. Это ощущение постоянно прикрытой спины дорогого стоит.
Единственный проект «Благосферы», который прилетел сам
Утки поселились под крышей фабрики-кухни раньше, чем в здании появилась «Благосфера». Но, так получилось, что познакомились мы с ними не сразу. В помещение центр заехал летом, когда огари уже вывели птенцов и улетели. Наше знакомство состоялось только на следующий год, когда они вернулись. Скоро первое марта, и мы с нетерпением ждем наших постояльцев назад.
Первая пара огарей сбежала из московского зоопарка еще в 1953 году. В последние же годы «Благосфера» вложила немалый вклад в увеличение московской рыжей популяции.
Дело в том, что в природе огари не живут на земле. Им нужны скалы или норы. А в здании фабрики-кухни есть прекрасные продыхи под крышей. При поддержке наших сотрудников, местных жителей и профессора Московского зоопарка Анастасии Поповкиной мы стараемся помогать утятам выживать, добираться до водоемов и таким образом по сути способствуем увеличению популяции. Минувшим летом птенцов под нашей крышей было даже больше, чем в парке «Царицыно».
В ближайших планах – ремонт
Среди ближайших планов «Благосферы» – увы, приспособление к новому периоду нашей жизни: здание фабрики-кухни ждет долгий капитальный ремонт. Но он случится не раньше середины лета, поэтому до конца сезона «Благосфера» работает, как обычно.
Что будет дальше, станет понятно чуть позже. «Благосфера» однозначно не закроется. Но о том, куда она съедет на время ремонта и какой у центра будет режим работы, сейчас ведутся переговоры. Пожелайте нам удачи!
Записала Дарья Менделеева

