Зачем вообще изначально выделили этот статус? Для того чтобы предоставить определенной категории НКО (всем — невозможно) больше преимуществ и преференций по сравнению с другими. О критериях для выделения таких организаций шли долгие споры. И в конце концов решили, что это будет оказание специфических услуг — так называемых «общественно полезных». Так появился новый статус и реестр для некоммерческих организаций — «исполнитель общественно полезных услуг».
Звучит это, конечно, очень длинно и непроизносимо даже в аббревиатуре — ИОПУ, поэтому предлагаю называть их «Опушками» с ударением на «о». Вроде бы и приятно, и понятно. Есть еще один вариант у Министерства юстиции — «опУшки», но он не такой благозвучный, на мой взгляд.
Организации, которые хотят стать «опушками», должны соответствовать трем критериям. Во-первых, оказывать общественно полезные услуги из перечня, утвержденного правительством, во-вторых, оказывать их на протяжении определенного периода времени и, в-третьих, эти услуги должны быть надлежащего качества.
Если провести аналогию с другими странами, видно существенное различие: у российских НКО в связи с новым статусом не появляется никаких дополнительных обязательств в плане прозрачности и подотчетности. Но и у государства нет «железных» обязательств предоставлять им преимущества перед другими НКО. То есть у «опушек» появляется только возможность получать субсидии из бюджета и имущественную поддержку на более длительный срок — два года и более. Это единственное, но серьезное преимущество по сравнению с другими НКО. Как оно будет реализовываться, пока не до конца ясно. Государство еще должно выстроить этот механизм.
Я не видела подобных сюжетов развития ситуации в третьем секторе в других странах. В этом мы первопроходцы. Как это будет работать, жизнь покажет, но могу сказать, что введение такого статуса и создание реестра «опушек» должны решить одну из главных проблем российского третьего сектора — неустойчивость деятельности некоммерческих организаций, многие из которых находятся в зависимости от краткосрочных субсидий и грантов. Мне кажется, что в связи с этим новый статус должен стать очень востребованным со стороны НКО и потребителей их услуг.
Сейчас наступает самое интересное — наблюдение за тем, как будет отлаживаться порядок включения в реестр, как появятся первые «опушки» и как они получат причитающиеся им преимущества. Я думаю, что на этой стадии было бы разумно запустить несколько пилотных проектов, посмотреть, как это будет работать, а потом, возможно, вносить необходимые изменения в законодательство, тиражировать лучший опыт, писать методические материалы.
А пока мы собрали нормативно-правовую базу деятельности НКО – «исполнителей общественно полезных услуг»:
- Федеральный закон № 287-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О некоммерческих организациях» в части установления статуса некоммерческой организации – исполнителя общественно полезных услуг» от 03 июля 2016 года.
- Указ Президента РФ №398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг» от 8 августа 2016 года.
- Постановление Правительства РФ №1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания» от 27 октября 2016 года.
- Перечень поручений по реализации Послания Президента ФС РФ от 1 декабря 2016 года: поручение завершить формирование четкой правовой базы деятельности НКО – исполнителей общественно полезных услуг до 15 марта 2017 г.
- Перечень поручений по итогам заседания СПЧ от 8 декабря 2016 года, поручение №5: проанализировать правоприменительную практику, связанную с деятельностью НКО – ИОПУ и представить предложения по совершенствованию данной правоприменительной практики. Доклад – до 20 декабря 2017 г.
- Федеральный закон №449 «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 19 декабря 2016 года: определение сроков предоставления субсидии и имущественной поддержки НКО — ИОПУ.
- Федеральный закон №466 «О внесении изменений в статьи 78.1 и 242.6 Бюджетного Кодекса РФ» от 28 декабря 2016 года: утверждение порядка определения объема и предоставления субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета.
- Постановление Правительства РФ №89 «О реестре некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг» от 26 января 2017 года: утверждение правил принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, а также правил ведения реестра.