Члены Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере проанализировали проблемы доступа некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг и озвучили рекомендации по устранению этих барьеров.
Среди проблем доступа на рынок, которые назвали НКО: слабая экономическая устойчивость организаций, недостаток опыта в сфере оказания тех социальных услуг, которые попадают в региональный перечень, низкая информированность получателей социальных услуг о том, что есть возможность выбора между государственными и негосударственными поставщиками, непрозрачный механизм установления тарифов на социальные услуги.
По словам заместителя председателя совета, члена Общественной палаты РФ Елены Тополевой, все барьеры можно поделить на три группы: внутрисекторные; барьеры, связанные с развитием НКО как поставщиков социальных услуг; барьеры, связанные непосредственно с реализацией ФЗ № 442. В частности, это отсутствие помещений у НКО для работы и возможности оплачивать аренду, коммунальные услуги, отсутствие у НКО доступа к тем возможностям и финансовым инструментам, которые есть у малого и среднего бизнеса. Некоммерческие организации считают завышенными требования к негосударственным поставщикам, например, такое, как пятилетний опыт работы в сфере, в которой некоммерческие организации хотят оказывать социальные услуги.
Также эксперты отмечают, что те виды и формы услуг, которые оказывают НКО, как правило, это те услуги, которые не предоставляет государство. Запроса на них со стороны органов исполнительной власти в регионах нет, и потому такие услуги не представлены в региональном перечне социальных услуг.
Члены Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере также указывают на непрозрачный механизм установления тарифов на оказание социальных услуг. С одной стороны, есть методика исчисления тарифов, с другой, как показывает практика, на одни и те же услуги в разных регионах тарифы различаются в разы. «Зачастую тарифы столь низки, что негосударственному поставщику невозможно по этим тарифам работать на рынке», — говорит Елена Тополева.
Вопрос с тарифами исследовала Высшая школа экономики. Как пояснила директор по социальным исследованиям ВШЭ Лилия Овчарова, действительно, по однотипным услугам тарифы различаются в десятки раз.
«Мы понимаем историю так: до того, как закон был принят, практически во всех регионах были слаженные услуги, которые предоставлялись по определенным тарифам. И эти тарифы формировались, я бы сказала, в привязке к тому, сколько люди могут заплатить. Там была другая логика, формула. И очень многие регионы сохранили этот подход. Например, в Самарской области привязывают тариф к размеру базовой пенсии», — говорит эксперт.
Вторая особенность, по ее словам, заключается в том, что все регионы постарались уложить в тарифы те бюджетные возможности, которые у них есть. У кого возможностей больше, там тариф выше, у кого меньше, там ниже.
«У нас первоначально была гипотеза, что в основу тарифа положили переменную часть расходов, связанную с зарплатой. Но эта гипотеза не подтвердилась. Анализ, который мы сделали о соотношении средней зарплаты социальных работников с модельной базовой нагрузкой на одного соцработника, колеблется в пределах от 7% до 116%. Это огромный разброс. Над экономикой услуг придется еще поработать», — подчеркивает Овчарова.
Эксперты предлагают Минтруду совместно с Минэкономразвития при участии членов Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере разработать рекомендации для субъектов РФ по устранению барьеров доступа НКО на рынок социальных услуг, проанализировать практику утверждения тарифов и подготовить предложения по обеспечению экономически обоснованных тарифов как для государственных, так и для негосударственных поставщиков.
Первый заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации Алексей Вовченко отметил, что министерство тоже проводит свой анализ тарифов и заинтересовано в независимом мониторинге.
«Первое, что мы видим, — существенную разницу в стоимости услуг как по стационарному, так и не по стационарному обслуживанию, даже не столько по тарифу, сколько по совокупности в расчете на одного обслуживаемого. Методические рекомендации, из чего должен состоять тариф, едины для всех субъектов РФ. Но даже в соседних регионах стоимость самого тарифа кардинально может различаться в разы. Возможно, стоит продолжить исследование по экономической составляющей, что включают в тарифы по факту. Пока мы не узнаем, из чего складывается расчет, не будет понятно, почему они разные», — считает первый замминистра Алексей Вовченко.
Фото: flickr.com / maticulous