Поводом для митинга защитников животных стала трагедия в приюте «Эко Вешняки», где в конце апреля было обнаружено несколько десятков погибших животных. Была начата прокурорская проверка, возбуждено четыре административных дела. Но зоозащитники опасаются, что виновные в гибели животных окажутся безнаказанными, как это бывало раньше.
В начале мая была составлена петиция к мэру Москвы Сергею Собянину с требованием наказать виновных в массовой гибели сотен животных в приюте БАНО «Эко», которую подписало более 280 тысяч человек. Активисты – защитники животных создали новое гражданское движение «Не бойся, я с тобой!», которое и организовало митинг.
«Россия – не страна живодеров»
Десятки белых воздушных шаров, множество фотографий, самодельных плакатов. Несмотря на будний день, на митинг вышло много москвичей. На плакатах — призывы против эвтаназии животных как метода, который дал бы возможность недобросовестным приютам, подобным БАНО «Эко», убивать животных законным образом.
Митинг вела автор петиции и соорганизатор движения «Не бойся, я с тобой!» Любовь Бутко. По ее словам, москвичи направили по этому делу более 300 обращений в прокуратуру, но не получили никаких внятных ответов.
«Россия – не страна живодеров и не должна такой стать. Катастрофа, которая случилась в Вишняках с приютом БАНО «ЭКО» под руководством Веры Петросьян, стала последней точкой кипения для всех неравнодушных москвичей, неравнодушных жителей России. Сегодня, в первую очередь, наша задача – призвать власть к свершению правосудия, чтобы ее деятельность была рассмотрена по всем законам,» – заявила на митинге Любовь Бутко. По ее словам, могильники с животными сейчас находят по всей Московской области и в соседних регионах. И в то время как идут прокурорские проверки деятельности БАНО «ЭКО», в Новой Москве заключены четыре контракта с этой же компанией.
Компания БАНО «ЭКО» содержит приюты для бездомных животных на средства городского бюджета, весьма значительные. На митинге приводились цифры более одного миллиарда, которые могла выручить компания с 2011 года. Выступивший на митинге член президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека Иван Засурский считает, что основная причина в таком отношении к животным – коррупционность механизма госсубсидирования. «Схема здесь очень простая – когда вы берете деньги на детей, на собак, на стариков, то должны поделиться этими деньгами с чиновниками, которые дают вам контракт. Если вы оказались в этом ужасном бизнесе, то дальше вы должны эти деньги как-то сэкономить. Самый просто способ – с животными, их можно убить. Мы в совете по правам человека с этим сталкиваемся», — сказал Засурский.
«От этого есть только одно лекарство – это вы. Когда есть кто-то, кому не все равно, когда кто-то поднимает волну. Поэтому я вас очень прошу, не оставляйте это дело, не бросайте его. Не пытайтесь сделать так, чтобы это была история одного человека, одного приюта. Это не так. Это история нашей страны. Единственный способ – это ваше внимание. Только тогда, когда мы говорим об этом, положение будет меняться. Нам нужно изменить ситуацию в корне, поэтому, пожалуйста, не оставляйте ваших усилий», – обратился к митингу Иван Засурский.
Порочная система
Депутат Московской городской думы Андрей Клычков рассказал, что когда депутаты выступали против существующей практики многократной стерилизации животных, им «посоветовали не лезть», потому что в этой сфере «пилятся» огромные деньги. «Нам часто говорят – любите Родину, воспитывайте правильно детей. Но как можно это делать, когда на самом простом, на любви к животным, зарабатывают деньги», – говорит Крючков.
Олег Иванников из Московского бюро по правам человека уверен, что в такой ситуации «единственная движимая сила – это гражданский контроль. Когда будет гражданский контроль, будет и справедливость, и никто не сумеет уничтожать животных, делать им больно».
Президент благотворительного фонда «Бим» Дарья Тараскина замечает, что удивлена не столько произошедшим в Вишняках, сколько тем, что эта история не произошла раньше. «Система любить животных за счет города порочна сама по себе», – полагает Тараскина. По ее мнению, в России, как во всем цивилизованном мире, прежде всего нужно развивать общественные приюты. Государство могло бы поддерживать их, создавая, например, льготную систему налогообложения.
В то же время президент фонда «Бим» признает, что частные приюты не смогут заменить городские, потому что один человек не может сделать столько, сколько город. «А с городом надо разобраться, потому что Веру Петросьян не отстранили от дел и у нее остаются контракты в Центральном, Юго-Западном, Западном и Южном округах, в Зеленограде и в Новой Москве».
Требуем
Участники митинга потребовали привлечь к ответственности виновных в гибели животных в приютах БАНО «ЭКО», в том числе наказать руководителей подразделений комитета ветеринарии, служб отлова и чиновников, ставивших подписи на актах проверки приютов, показывавших, что там все хорошо.
Активисты обсуждали принятие закона о защите животных от жестокого обращения, который, по их мнению, должен быть всесторонне проработан с участием защитников животных. На митинге было составлено обращение к президенту с предложением создать при нем рабочую группу. В группу вошли бы волонтеры и зоозащитники, которые могут выступить экспертами по закону о защите животных.
На митинге была высказана идея о создании должности уполномоченного по правам животных. Собравшиеся также требовали от правоохранительных органов добросовестно расследовать случаи жестокого обращения с животными как серьезные уголовные правонарушения. Активисты предложили создать в городе систему центров экстренной ветеринарной помощи, куда можно было бы приносить найденных на улице бездомных животных.
Фото: Вадим Кантор