Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Государственного музея Востока о расторжении договоров безвозмездной аренды и выселении Международного центра Рерихов (МЦР) из усадьбы Лопухиных. Иск был поддержан Росимуществом. В МЦР считают решение суда «полностью необоснованным» и намерены его обжаловать.
МЦР заявляет, что общественный музей выселяют без правовых оснований. «Так Министерство культуры, используя весь свой административный ресурс, осуществляет последовательный рейдерский захват усадьбы Лопухиных и наследия Рерихов, забывая при этом, что грубейшим образом нарушает волю дарителя наследия – Святослава Николаевича Рериха, гражданина Индии, передавшего наследие в Россию при выполнении двух условий: наследие передается для создания общественного музея, который должен располагаться в усадьбе Лопухиных. Можно считать, что до сегодняшнего дня государство выполняло взятые на себя обязательства. После решения Арбитражного суда о выселении общественного музея МЦР из усадьбы Лопухиных, государство пошло по пути нарушения гарантий, данных Святославу Николаевичу Рериху», – говорится в заявлении МЦР.
Ранее сотрудники правоохранительных органов изъяли из музея более 200 экспонатов в рамках расследования дела о мошенничестве. В мошенничестве подозревают бывшего владельца «Мастер-банка», спонсора МЦР Бориса Булочника. В самом МЦР считают, что обыск в музее и изъятие экспонатов напрямую связано с конфликтом центра и Министерства культуры РФ: в 2016 году центр заявил, что министерство намерено уничтожить общественный музей имени Н.К. Рериха, захватить его фонды и создать в усадьбе Лопухиных государственный музей. На ситуацию обратил внимание Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
В феврале 2016 года Министерство культуры РФ утвердило создание Государственного музея семьи Рерихов в качестве филиала Государственного музея Востока. Согласно проекту министерства, музей будет находится в усадьбе Лопухиных, которую в течение 26 лет занимает общественный музей имени Н.К. Рериха, созданный при МЦР. Петицию в защиту общественного музея подписали более 68 тыс. человек.