Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) рассмотрел жалобы некоммерческих организаций, признанных «иностранными агентами» и сформулировал вопросы к российским властям, сообщает «Коммерсант».
ЕСПЧ просит Россию обосновать необходимость появления закона «об иностранных агентах». Суд спрашивает, насколько четко в законе прописаны определения «иностранный агент» и «политическая деятельность», перестали ли организации признанные «агентами» вести «политическую деятельность», существуют ли для НКО альтернативные источники финансирования. Кроме того, в Страсбурге интересуются, как дополнительные требования к отчетности и аудиту сказываются на работе НКО, учитывают ли российские суды финансовые возможности НКО при вынесении приговоров о штрафах.
Точно такие же вопросы российским властям задавали некоммерческие организации, но так и не смогли добиться ответа, основанного на нормах права, рассказал изданию юрист Правозащитного центра «Мемориал» Кирилл Коротеев, представляющий интересы ряда НКО в ЕСПЧ. Он с сожалением отметил, что сегодня ЕСПЧ остается одной из немногих площадок, где российское гражданское общество может разговаривать со своим правительством, несмотря на то, что такой диалог должен вестись в парламенте и СМИ. «Российские институты, созданные для диалога с властью, не работают и оказываются бесполезными», – приводит издание слова Коротеева.
В разное время в ЕСПЧ были направлены жалобы от Фонда защиты гласности, Левада-центра, Фонда поддержки расследовательской журналистики, Гуманистического движения молодежи, союза «Женщины Дона», Костромского центра поддержки общественных инициатив, центра информации «Фриинформ» и экоцентра «Дронт». В 2013 году на закон была подана коллективная жалоба от 11 НКО.
В 2016 году секретариат ЕСПЧ обратился к адвокатам, представляющим интересы российских некоммерческих организаций, с просьбой сверить информацию, необходимую для постановки вопросов о законе «об иностранных агентах» перед российскими властями. В марте 2017 года ЕСПЧ направил России для ознакомления и ответа 48 исков от 61 российской некоммерческой организации на закон «об иностранных агентах».