Авторы работы — АНО «Центр содействия инновациям в образовании «Соль» (ЦСИО) — в составлении карты решили акцентировать внимание на образовательных инициативах из-за того, что именно через эту сферу деятельности, по их мнению, можно улучшить качество жизни людей. В своей работе ученые прописали основные факторы, влияющие на уровень знаний и компетентность обучающихся, выявили наиболее популярные и полезные образовательные практики.
Основной социально значимой проблемой в России стал системный кризис образования, считают ученые. Несмотря на открытый доступ к разным обучающим практикам, в нашей стране растет уровень безработицы среди молодежи и доля людей, работающих не по специальности. Причиной тому служит несоответствие существующей системы образования вызовам времени. Поэтому сотрудники Центра содействия инновациям в образовании «Соль» решили проанализировать, как много в России существует образовательных практик, насколько эффективно они работают.
Методы исследования
Для исследования лидеров инноваций в образовании использовали метод «снежного кома» как инструмент построения социальной сети. Суть метода заключается в том, что в рамках интервью респонденты рекомендуют тех, кого еще надо спросить, тем самым расширяется выборка опроса. Этот метод удобен для построения картины социальных связей в обществе. По рекомендациям лидеров удалось собрать самых ярких представителей этой сферы.
Также были проанализированы основные факторы, стимулирующие мотивацию к обучению. Среди них специалисты отметили: изменение внутриролевой модели «учитель-ученик», внедрение новой технологии, оригинальное прочтение, несущее системные изменения, изменение жизни к лучшему, изменение системы разделения труда. То, что приводит к изменению структур в организации.
Например, uchi.ru — онлайн-платформа для учеников с 1-го по 5-й класс. Благодаря ей ребенок занимается самостоятельно и может восполнить пробелы в школьной программе и не отставать от сверстников. Обучение проводится в игровой форме и без оценивания. Такие системы могут изменить отношения учеников с преподавателями в положительную сторону, снизить зависимость от отметок, усилить роль ученика в формировании своей образовательной траектории.
Потенциал воздействия
При выборе успешных проектов учитывался потенциал воздействия на аудиторию. Здесь исследователи выделили три уровня: от непосредственного обучения до инфраструктурных изменений. «Если мы что-то меняем на первом уровне, это означает изменения для сотен и тысяч человек (в редчайшем случае — миллионы: для онлайн-проектов). На втором уровне воздействие происходит на десятки и сотни проектов и косвенно охватывают всю их аудиторию. Работа на третьем (инфраструктурном) уровне позволяет внедрять изменения во всем обществе», — поясняют важность такой классификации авторы исследования.
1. Обучение. Работа нацелена на обучающихся непосредственно. Такую деятельность ведет 73% проектов. Это школы, тренинговые курсы, центры, онлайн-курсы и т.д.
2. Методология. Виды деятельности, нацеленные на развитие тех, кто работает с обучающимися. Такую работу ведут 27% проектов. Курсы повышения квалификации, конкурсы учителей, педагогические вузы, ИТ-системы поддержки управления школой.
3. Инфраструктура. Деятельность, ориентированная на развитие проектов второго уровня. К этой категории относятся 6% проектов. Это инфраструктурные проекты, такие как федеральные институты развития (Агентство социальных инициатив, ФИОП Роснано, РВК), конкурсы и программы поддержки проектов (КИвО, директор школы), частные и государственные фонды, центры развития образования, ассоциации. Воздействие на третьем уровне отличается наиболее высоким коэффициентом «социального возврата на инвестиции».
Распространение инноваций в образовании — одна из важных задач, уверены исследователи. Среди способов увеличения сферы воздействия – создание онлайн-платформы для учителей и родителей. Так сделал, например, «Смарт Курс». Можно и просто открыть свои технологии, чтобы все могли их свободно копировать и распространять инновации дальше, как это делают блогеры, например, Елена Воронина из Санкт-Петербурга. Примером деятельности на третьем уровне может служить работа Татьяны Ковалевой по изменению отношения общества к роли тьютора.
География, пол и возраст
Большинство авторов успешных проектов живет в Москве. Причина кроется в централизации власти в России и сосредоточения значительной доли населения страны, считают авторы исследования.
Гендерный анализ сообщества инноваторов выявил, что доля мужчин на карте составляет 60%. Однако, по словам исследователей, присутствие женщин в системе управления повышает эффективность руководства организацией.
Средний возраст лидеров составил 44 года. Более 15% старше 60 лет. Для более широкого определения инноваций это не удивительно, поскольку лидерство зачастую требует достаточного опыта.
Возможны ли инновации без информационных технологий
Как показывает практика, развитие технологий еще нечасто применяется в образовательной сфере. Так, согласно обзору, проекты, основанные на ИТ, составляют лишь 19%. До 2000 года их вообще просто не существовало. И только, начиная с 2010 года треть инновационных проектов, создаваемых в России, были с решениями ИТ (KidsReview.ru, Edutainme.ru, TutorOnline.ru) и стали увеличиваться платформы с собственным контентом (LinguaLeo.com, InternetUrok.ru, Netology.ru, CyberLeninka.ru).
Как следствие интереса к образовательным инновациям со стороны бизнеса за последние два года видно появление федеральных проектов, например, Национальная открытая школа, Mel.fm, NewToNew.ru. Глядя на динамику развития ИТ-проектов, наблюдается развитие сектора в соответствии с трендами диджитализации, глобализации и персонализации образования. Видно, как ИТ влияет на систему образования в целом, качественно меняя смыслы, а не только технологии.