Руководители некоммерческих организаций мало занимаются системным обучением своих сотрудников, рассказала директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова. По ее словам, это может быть связано с тем, что квалификации сотрудников и волонтеров чаще всего достаточно для выполнения их обязанностей. Кроме того, сотрудники могут быть не заинтересованы в образовании, если не верят в перспективы развития НКО.
«Каждый третий руководитель НКО признался, что основной способ повышения квалификации сотрудников в его организации — это консультации с экспертами и коллегами. Стажировки в других НКО практикуются в каждой десятой. В образовательных программах участвуют сотрудники только 17% организаций», — говорит директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова.
Тем не менее некоммерческие организации постепенно переходят на другой уровень развития и все чаще изучают стратегическое планирование, целеполагание. Как отметил исполнительный директор НП Development Group Евгений Горькаев, популярностью среди руководителей НКО также пользуются такие темы, как тайм-менеджмент, обратная связь с сотрудниками, ситуационное руководство, мотивация.
«У руководителя начинает формироваться понимание, что от него и его стиля управления очень много зависит, поэтому у нас часто оставляют заявки на курс «Личная эффективность руководителя», — добавил Горькаев.
Руководитель отдела по инклюзивному образованию Региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива» Мария Перфильева подтвердила, что их сотрудники углубленно изучают эти дисциплины — в организации для всех проводятся базовые семинары.
По словам начальника отдела по организационно-экономическому обеспечению социально значимых проектов Комитета общественных связей города Москвы Елены Журавлевой, среди НКО также востребованы курсы фандрайзинга и занятия, посвященные конкурсу субсидий.
Кроме того, некоторые фонды занимаются обучением волонтеров. «40% нашего персонала — это волонтеры, — рассказала Ксения Давидсон, директор фонда «Шередарь». — Именно они со временем станут локомотивом НКО. Поэтому важно взращивать свой персонал с самого начала, вкладывать в него свое время и силы».
Комитет общественных связей города Москвы и Университет Правительства Москвы также представили дистанционный курс повышения квалификации «Управление и развитие некоммерческой организации». Он предназначен для сотрудников НКО. Они узнают, как вести проекты, развивать свою организацию, создавать стратегию и находить партнеров. Курс начнется 19 июня.
Дискуссия о кадрах НКО проходила на VIII Московском гражданском форуме. Форум создан для организации диалога общества, власти и бизнеса. По итогам обсуждений организаторы направляют рекомендации Правительству Москвы.