Выступая на пресс-конференции в ТАСС, которая прошла 12 октября, она отметила, в обезболивании нуждаются 800 тыс. человек, а получают эту помощь менее 50 тысяч. В то же время качество паллиативной помощи не достигается и не решается цифрами.
«От того, что мы откроем новые хосписы и наполним их нуждающимися, конец жизни не станет достойным. Если нельзя вылечить, можно помочь», — говорит учредитель Фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер.
По ее словам, хосписы – это руки профессионалов, которые там работают. Самая большая заслуга этих людей – изменение отношения в обществе к этой теме. По словам Федермессер, еще восемь лет назад слово «хоспис» не могли упоминать публично. Теперь на столичных улица вывешиваются баннеры и плакаты, а медики, психологи и сотрудники фонда в интервью рассказывают, как помогают людям. Лозунг «Если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь» стал визитной карточкой хосписов Москвы.
Паллиативная помощь отличается от медицинской
Однако и «за МКАДом» ситуация меняется. Главный внештатный специалист Минздрава по паллиативной медицине Диана Невзорова рассказала, что в субъектах РФ паллиативная помощь активно развивается по своим стандартам. В Якутии пока существует один хоспис на весь регион, до которого из Якутска можно добраться за полтора часа на пригородном автобусе. Там работает один врач, пять медсестер и восемь работников младшего медперсонала.
«Паллиативная помощь – о людях. Поэтому она отличается от обычной медпомощи, — подчеркнула Диана Невзорова. — Мы говорим здесь о качестве жизни, а не об излечении. Сейчас за несколько лет создано 12 тыс. коек. Везде работают медсотрудники или обслуживающий персонал, хотя никто их специально не обучал этому, а особенно навыкам коммуникации».
Невзорова предложила помогать и сотрудникам хосписов и центров паллиативной помощи, чтобы они качественно помогали пациентам. «Говорить о койках можно, но нужно говорить, чем лечить, как лечить и где», — заключила главный внештатный специалист Минздрава по паллиативной медицине.
Помогать тем, кто помогает
Участники пресс-конференции заявили, что в условиях увеличивающегося числа паллиативных пациентов важно уделить внимание и медперсоналу. Профессиональная помощь врача заключается не только в осмотре больных и выписке обезболивающих. Поэтому в этой сфере постоянно нужны не только медицинские знания, но и социальная помощь и навыки коммуникации.
«Раньше паллиативная помощь оказывалась только онкологическим больным в хосписах, — рассказала главный врач Центра паллиативной помощи Татьяна Кравченко. — Сейчас все хосписы объединились в одну организацию и с марта этого года все присоединены к центру паллиативной помощи. Он оказывает помощь не только онкологическим больным, а людям с самыми разнообразными соматическими патологиями. Мы всегда делаем акцент на индивидуальный подход. Стараемся решить все проблемы, которые есть в семье пациента. Если родственники хотят находиться дома, нужно их научить правильно ухаживать, кормить, переворачивать, мыть».
Нужен закон
Специалисты говорят о необходимости ввести в законодательство понятие медико-социальной помощи. Показательным в этом направлении было недавнее подписание соглашения в Москве между департаментами соцзащиты и здравоохранения. Эксперты предлагают показать эффективность такого сотрудничества в одном регионе и распространить опыт в других субъектах РФ.
14 октября, во Всемирный день хосписной и паллиативной помощи, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова проведет совещание, посвященное вопросам совершенствования данной системы в России. Она презентует «дорожную карту» по паллиативной помощи детям.
Проект «дорожной карты» содержит план мероприятий по развитию паллиативной помощи в России. Он будет представлен экспертному сообществу и доработан с учетом опыта деятельности государственных учреждений и некоммерческих организаций, работающих в данной сфере.
Разработка «дорожной карты» связана с необходимостью формирования единой системы оказания паллиативной помощи детям. В настоящее время в России не ведется реестр детей, нуждающихся в такой помощи, отсутствует утвержденный регистр неизлечимых заболеваний, при которых необходима паллиативная медицинская помощь. Вместе с тем, по самым минимальным оценкам в паллиативной помощи нуждается не менее 40 тыс. детей.