В 2003 году решением Верховного суда России международная религиозная организация «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической. Всем фигурантам дела инкриминируется ч. 1 ст. 205.5 (организация деятельности террористической организации) и ч. 1 ст. 282.2 (организация деятельности экстремистской организации) УК РФ, сообщает сайт Правозащитного центра «Мемориал».
«Мы неоднократно выражали несогласие с позицией Верховного суда, признавшего «Хизб ут-Тахрир» террористической организацией. Данных о том, что это сообщество, действующее в форме политической партии на Ближнем Востоке, причастно хоть к одному теракту, нет. В странах Западной Европы и Северной Америки партия не запрещена (за исключением Германии, где организация запрещена за антиизраильскую риторику, но не за террористическую деятельность)», — говорится в сообщении.
Кроме того, Азат Адиев и Ленар Саитов обвиняются также по ч. 4 ст. 150 (вовлечение несовершеннолетнего в совершение особо тяжкого преступления) в связи с предполагаемой попыткой привлечь к деятельности «Хизб ут-Тахрир» несовершеннолетнего парня, а Рузим Давлетшин и Павел Хевронин — по ч. 1 ст. 205.1 (финансирование терроризма) УК РФ: следствие считает, что они собирали по 500–1000 рублей на печать книг и брошюр организации.
Деятельность осужденных, как говорится в приговорах, сводилась к собраниям для чтения и обсуждения религиозной литературы, религиозно-политическим дискуссиям. Составом преступления ФСБ называет даже использование программ для шифрования данных (TrueCrypt) или обсуждения, как вести себя на допросе.
«Ни о каких актах терроризма речь не идет. Мы считаем, что даже несмотря на то, что «Хизб ут-Тахрир» не разделяет идеи демократии и прав человека в западном понимании, общественная опасность этой идеологии, распространяемой без насилия и призывов к нему, низка и не может служить оправданием для заключения под стражу и тем более двузначных тюремных сроков», — говорят правозащитники.
Они требуют «прекратить имитацию борьбы с терроризмом и освободить всех подсудимых». При этом сотрудники «Мемориала» подчеркивают: «Признание лица политзаключенным или преследуемым по политическим мотивам не означает ни согласия ПЦ «Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий».