Проект документа вводит перечень заболеваний, при которых специалисты учреждений медико-социальной экспертизы при первичном освидетельствовании устанавливают очевидно имеющиеся нарушения здоровья, ограничивающие жизнедеятельность, и сразу бессрочно устанавливают взрослому гражданину инвалидность без переосвидетельствования, ребенку – категорию «ребенок-инвалид» до достижения им возраста 18 лет.
«Мы намерены обязать специалистов медико-социальной экспертизы по ряду заболеваний устанавливать взрослым и детям инвалидность бессрочно при первичном обращении, – прокомментировал министр труда Максим Топилин. – Введение перечня позволит избежать неоправданных ежегодных переосвидетельствований тем гражданам, у которых положительный эффект реабилитационных мероприятий невозможен или неочевиден».
Пока в проект перечня включены хромосомные аномалии, в том числе синдром Дауна, патологические состояния организма, обусловленные нарушениями свертываемости крови, парная ампутация области тазобедренного сустава, миодистрофия Дюшенна, кофакторная форма фенилкетонурии у детей, терминальная стадия хронической почечной недостаточности, системный вариант ювенильного ревматоидного артрита и другие. Но список будет еще дорабатываться и пополняться с учетом мнения профессионального сообщества, представителей пациентских организаций, главных внештатных специалистов Минздрава России.
Накануне Общественная палата РФ подвела итоги работы горячей линии по работе медико-социальной экспертизы. Более 900 обращений с жалобами и возмущениями поступило на горячую линию ОП РФ. Звонили люди практически из всех регионов России (охват — 77 регионов).
Одно из обращений поступило из Краснодарского края, от отца девочки с инвалидностью. «У моей дочки первый диагноз — синдром Дауна, второй диагноз — лейкоз. Первый раз нам дали инвалидность на год, а когда обнаружился и лейкоз, и мы пошли на экспертизу повторно, нам дали инвалидность всего на два года, хотя оба эти диагноза очень тяжелые. Начальница комиссии сказала: «Вот вам два года, а потом мы на вас посмотрим». Вот что она имела в виду? Что моя дочь не проживет больше двух лет? С какой целью вообще говорить так?» — рассказал он.
Помимо этого комиссия отказала семье в выдаче обуви для девочки, хотя у нее были все необходимые заключения для этого.
«Когда разговаривать с начальницей комиссии пошла моя супруга, она столкнулась с откровенной руганью в свой адрес, она сильно разнервничалась и пришла домой, у нее поднялось давление. Она еще долго негодовала: почему так происходит? Мы все живем в одной стране, мы все люди, мы должны помогать друг другу, но мне почему-то не дают то, что положено моему ребенка от государства», — говорит отец девочки.
После того, как он написал электронное обращение в Общественную палату РФ и позвонил на горячую линию, документы взяли в Краснодар, и там дали инвалидность до 18 лет.
«Выделили нам обувь — хотя всего две пары, а должны были четыре. Тем не менее мы рады, что мы чего-то добились, — заключил мужчина, посетовав, что приходится добиваться справедливых решений такими путями. — Получается, что, пока не пожалуешься, ничего не произойдет».