На митинг против мусоросжигательного завода, который состоялся 3 марта в Наро-Фоминске, пришли около 250 человек. Помимо местных жителей и активистов, митинг посетили депутаты Наро-Фоминского округа Алексей Дуленков и Владимир Уличев и депутат Московской областной думы Александр Орлов, который даже съездил на место предполагаемого строительства. Как отметили организаторы митинга, «это был редкий случай, когда депутаты и те, кто их избирал, увиделись не в рамках предвыборной компании».
Все началось с того, что в ноябре 2017 года АГК-1 стала вырубать лес рядом с деревней Могутово. На этом участке компания планирует построить мусоросжигательный завод. В феврале АГК-1 объявила конкурс на проведение земляных и строительных работ на площадке завода. Согласно документации конкурса, стройка начнется уже в апреле.
Надежда Ефимова, член инициативной группы Наро-Фоминского городского округа, рассказала Агентству социальной информации, что уже вырублено 16 гектаров леса. «Мало того, что завод будет забирать кислород, так они и лес уничтожают. Помимо этого, к заводу будет идти центральная кольцевая автомобильная дорога, то есть еще лес для дороги будет вырубаться».
Как заявляют активисты, строительство мусоросжигательного мусора станет грубым нарушением законодательства, ведь территориальная схема утилизации ТБО Московской области не утверждена, государственная экологическая экспертиза не проведена, а процедуру оценки воздействия на окружающую среду никто не проводил. Жители считают, что ради целей гендпорядчика проекта строительства МСЗ, компании «РТ-Инвест», игнорируется закон и их законные интересы.
«Незадолго до вырубки леса к нам приезжала представитель Минэкологии Мария Комкова. Нам показывали фильм про завод, рекламировали его, на наши вопросы ехидно улыбались. Предложили нам на выбор в качестве компенсации лыжную трассу или сакуру на крыше завода. Мы возмущены таким отношением: какая сакура?», — сообщила АСИ Надежда Ефимова.
Строительство завода выгодно «сжигательному» бизнесу, но не государству и налогоплательщикам. По мнению инициативной группы Наро-Фоминского городского округа, «диктат директивного строительства завода должен уступить место научно обоснованным стратегическим подходам».
По словам Ефимовой, найти общий язык с властями непросто: «У нас было много встреч и с предствителями общественной палаты, и с представителями Министерства экологии, но все эти встречи носят реламный характер. Они нас не слышат. Все встречи заканчиваются тем, что нам начинают рекламировать этот завод».
Судя по всему, вопрос о строительстве мусоросжигательного завода в Наро-Фоминском районе уже решен. Как уточнила Ефимова, «жители ближайшего СНТ говорят, что на место вырубки леса завезены какие-то буровые установки».
В принятой 3 марта резолюции участники митинга потребовали организовать в возможно короткие сроки широкое обсуждение сложившейся тревожной ситуации, приостановить директивную кампанию строительства завода необоснованной мощности без какой-либо альтернативной технической политики, решить вопрос о разработке укоренными темпами обоснованного плана действий по созданию масштабной системы селективного сбора и переработки вторсырья, принять законодательные меры к снижению объема мусора.
Также митингующие потребовали, чтобы строительство мусоросжигательных заводов было заморожено до тех пор, пока не будет разработана комплексная программа утилизации мусора в столичном регионе.
Если завод все-таки построят, это непременно скажется на местных жителях и дачниках. Уже сейчас многие пытаются продать недвижимость и покинуть регион. «Раньше на продажу в окрестных СНТ выставлялось, например, два участка, а с прошлого года продаются уже сорок домов. А всего в СНТ – 200 домов. Резко упала стоимость недвижимости. Люди приезжают, им все нравится, место красивое, все устраивает. Но как только узнают, что поблизости строится мусоросжигательный завод, сразу отказываются», – рассказала Надежда Ефимова.
Следующая встреча инициативной группы с властями намечена на 26 марта. Возможно, чиновники смогут предложить местным жителям что-то, кроме сакуры на крыше мусоросжигательного завода.