Ситуацию обсудили представители региональной благотворительной общественной организации «Добрый-Юг» и священник Вячеслав Клименко, служащий в храме иконы Богородицы «Целительница» при второй городской больнице.
Как рассказал АСИ священник, последние несколько недель активизировались молодые люди, стоящие с боксами для пожертвований якобы на лечение ребенка перед входом в больницу.
«Обычно просто прохожу мимо, но тут парень с характерными татуировками спросил меня: не хотите помочь? Я задумался: собственно, почему не хочу? Попросил у него документы. Ни одна из бумаг в его папке не имела юридической силы. Свидетельством о постановке организации на учет в Минюсте служила распечатанная из интернета картинка с размытыми подписью и печатью, к тому же почему-то со следами разводов от воды, — пояснил отец Вячеслав. – Это даже не копия, не говоря уже о заверенной копии. Спустя несколько дней на месте стоял уже другой человек. Поинтересовался, на каком основании он тут собирает пожертвования, на что услышал: а ты кто такой? Тут же подошел крепкий молодой человек, с ходу заявивший: тебе какое дело? Зарабатываем деньги, что лезешь?»
Священник обратился в дежурную часть полиции Прикубанского округа Краснодара. По его заявлению проводится проверка, но отец Вячеслав прекрасно понимает – из-за пробелов в законодательстве оснований для привлечения фактически мошенников к ответственности нет.
Тема лжеволонтеров обсуждалась на очередной встрече проекта «Развитие», реализуемого в Краснодаре. Проект включает выезды детей с ограничениями здоровья на мероприятия в театры, музеи. Недавно состоялась и первая встреча в православном храме, волонтеры привезли сюда детей с синдромом Дауна и ментальными особенностями. Детям дали позвонить в колокола, рассказали о православии, правилах поведения в храме. Во время чаепития одной из ключевых обсуждаемых тем стали лжеволонтеры.
«Очень рада, что вопрос о сборах пожертвований с помощью боксов внесен на рассмотрение Госдумы, надеюсь, его вскоре утвердят. Потому что ситуация действительно сложная: мало того, что некие люди под видом волонтеров обманывают россиян, наживаясь на их доверчивости, так они еще и дискредитируют честные благотворительные фонды, — делится с АСИ руководитель организации «Добрый-Юг» Богдана Руднева. – Сейчас я занимаюсь вопросом расстановки боксов, так как не хочется все время зависеть от грантов администрации, приходится часто сталкиваться с недоверием – наученные опытом общения с лжеволонтерами бизнесмены не хотят обжигаться еще раз, в целом скептически относятся к благотворительности».
Комментарии по теме дали корреспонденту АСИ в пресс-службе УВД по Краснодару.
«В Кодексе об административных правонарушениях РФ в настоящее время отсутствует статья за попрошайничество. Однако краевым законом №608 за приставание к гражданам с целью попрошайничества предусмотрен штраф в размере от 300 до 1 000 рублей. В полицию Краснодара регулярно поступают сообщения о том, что некие граждане собирают на улицах деньги. С начала года зарегистрировано порядка 60 таких сообщений, — прокомментировал АСИ руководитель пресс-службы УВД по Краснодару старший лейтенант Артем Коноваленко. – Полицейские выезжают на место, опрашивают граждан, устанавливают другие обстоятельства и собранный материал и, если есть признаки именно приставания к прохожим, направляют в административную комиссию Краснодара.
Так как федеральное законодательство не предусматривает наказания за попрошайничество, привлечь лжеволонтеров к ответственности за это правоохранители не могут. В то же время достаточно часто пожертвования собирают прямо на проезжей части, где, ожидая зеленый сигнал светофора, стоят автомобили. А это уже нарушение правил дорожного движения, за которое грозит штраф в размере 500 рублей. Если сбор идет на проезжей части, уточнили в полиции, это повод задуматься, ведь ни одна ответственная организация не будет рисковать волонтерами, уворачивающимися от проезжающих машин. К тому же расчет сделан на то, что за короткий промежуток водитель или пассажиры не попросят предъявить документы на лечение.
«При проверке документов у таких граждан часто выясняется, что они представляют даже не общественную организацию или благотворительный фонд, а некоего предпринимателя, деятельность которого никак не связана с благотворительностью. Законодательство, опять же, допускает сбор пожертвований не только специальными фондами, но и обычными гражданами, — продолжает представитель УВД по Краснодару. – Настораживает другое: практически все дети, для лечения которых якобы собираются средства, проживают в других регионах России. Выяснить, действительно ли такой ребенок существует и нуждается ли он в данный момент в лечении, крайне сложно».