Более 30 лет считалось, что самолет пилота Александра Галкина и штурмана Георгия Джабадари разбился в районе города Хадыженска. В 1985 году урны с прахом летчиков захоронили у мемориала «Вечный огонь». В честь летчиков назвали городские улицы. Но только сейчас удалось установить, что на вершине горы Лысая, считавшейся местом крушения Пе-2, разбился другой бомбардировщик, а Галкин и Джабадари погибли в паре десятков километров оттуда.
Уроженец Тверской губернии 28-летний Александр Галкин и уроженец восточной Грузии 26-летний Георгий Джабадари вместе служили с самого начала Великой Отечественной войны. Они совершили 210 боевых вылетов, бомбя немецкие подразделения на территории Украины и Краснодарского края. Их экипаж считался одним из лучших в 40-м бомбардировочном авиационном полку Черноморского флота. Старшие лейтенанты Галкин и Джабадари были отмечены орденом Красного Знамени – одной из высших наград СССР, а третий член экипажа, радист Николай Бондаренко — орденом Красной Звезды. В момент падения Пе-2 Бондаренко сумел выбраться из падающего самолета с парашютом и спустя 12 дней вышел на советские позиции. Он погиб в 1945 году, через две недели после Победы. В 1945 году Галкина и Джабадари посмертно наградили орденами Отечественной войны.
Когда поисковики решили поднять из земли Пе-2, оказалось, что рядом с местом, которое считалось местом крушения и где в 1980-е годы установили памятную стелу, разбился самолет Дб-3. Это определили по найденным деталям воздушного судна и ордену Красной Звезды №47445, принадлежавшему стрелку-радисту Александру Рассохину, не вернувшемуся с боевого задания 19 декабря 1942 года. Путаница возникла из-за разночтений в документах и воспоминаниях местных жителей.
Чтобы установить реальное место крушения, представители «Кубанского плацдарма» выезжали в Центральный военно-морской архив в Гатчину, а также направили запросы на копию аэрофотосъемки местности, сделанной немецкой авиацией. Выяснилось, что полет 5 октября 1942 года в предгорье проходил в условиях облачности, а местность в районе Хадыженска с высоты очень похожа на расположенную в 20 км оттуда площадку около станции Нефтегорск под городом Апшеронском. Именно поэтому ошибка вкралась в фронтовое сообщение о гибели бомбардировщика.
Зимой этого года, после четырех лет работы в архивах и поисков в Апшеронском районе, место крушения Пе-2 было обнаружено. «Для проведения поисковых работ пришлось дожидаться понижения уровня воды, которой доверху была заполнена воронка. Пока не было возможности заглянуть вглубь, приходилось довольствоваться зачисткой территории вокруг места падения. Одной из первых находок стал обломок блока двигателя с частично сохранившимся номером мотора «Р125-…», — рассказывает АСИ заместитель руководителя «Кубанского плацдарма» Евгений Порфирьев. — Именно с этих цифр начинался номер одного из моторов «пешки» Галкина».
После того как поисковики обнаружили второй мотор и деталь самолета с номером, сомнений не осталось – это именно разбившийся 5 октября 1942 года бомбардировщик Пе-2. Были подняты и останки двух летчиков.
В поисковой операции приняли участие более 50 человек. В работе им помогали казаки и судебные приставы Апшеронского района – участвующий в поиске отряд «Долг» создан на базе краевого управления ФССП. С «Кубанским плацдармом» приставы подняли девять самолетов, 23 бойцов – летчиков и пехотинцев, установили родных троих погибших бойцов, более 70 лет считавшихся пропавшими без вести.
Сейчас готовится перезахоронение старших лейтенантов Александра Галкина и Георгия Джабадари на мемориале в Хадыженске, где многие годы уже выбиты их фамилии, детали Пе-2 передадут в музей. Также для восстановления исторической справедливости на вершине горы Лысая нужно указать реальные имена разбившихся там во время войны советских летчиков.