Социальные координаторы будут помогать одиноким и тяжелобольным людям. Они узнают потребности каждого человека (медицинские, юридические, социальные, психологические и материальные) и в дальнейшем составляют персональный план действий для каждого.
Также координатор помогает с организацией лечения, оформлением документов, поддержкой родственников, патронажным уходом. Одна из важнейших задач такого специалиста – поддерживать высокий уровень жизни больного и помогать ему сохранить самостоятельность. Теперь, оказавшись в трудной ситуации, человек, перенесший инсульт, инфаркт или столкнувшийся с тяжелым заболеванием, больше никогда не останется со своей бедой один на один.
«Серьезность проблемы заключается в том, что общество не осознает, что пожилые, тяжелобольные и умирающие люди — это и есть общество. Люди не понимают, что это может случиться с каждым», — говорит Митя Алешковский, председатель совета благотворительного фонда «Нужна помощь».
С нового учебного года на базе Свято-Филаретовского православно-христианского института начнется обучение по специальности «социальный координатор». Принцип работы новой профессии будет отличаться от существующей сейчас специальности «социальный работник». Курс продлится один год. Теоретические занятия будут проходить по вечерам, практика – в дневное время. В качестве вступительного испытания абитуриентам предлагается написать небольшое эссе. Вступительная кампания пройдет в августе. По окончании курса выпускники смогут работать в благотворительных фондах, больницах, хосписах, домах престарелых.
«В России есть профессия «социальный работник», но она не предполагает координационного элемента и сводится к бытовым услугам: сходить за продуктами, принести пенсию, лекарства, в то время как потребности людей, нуждающихся в социальной помощи, гораздо шире. Социальный координатор – это своего рода кейс-менеджер, который видит конкретную ситуацию человека и выстраивает для него маршрут помощи, привлекая разного рода специалистов: юристов, психологов, медиков, социальных работников, волонтеров и так далее», – пояснила руководитель социальной программы, проректор СФИ Марина Наумова.
«Врачи и медсестры обязаны обезболить, снять симптомы, обеспечить уход, чтобы не было пролежней, подгузники поменять. Но у медицинского работника никогда не будет времени, чтобы лишний раз поговорить с человеком или почитать книгу, узнать о каких-то его желаниях», – сказала Эсмина Кайибханова, руководитель программы «Обучение и развитие» фонда помощи хосписам «Вера».
Существенное внимание в программе также уделено навыкам общения, которые имеют ключевое значение в социальной работе.
«Умение общаться – одна из главных компетенций для людей, работающих с тяжелобольными, – подчеркнула Эсмина Кайибханова. – Это включает и умение слушать. Среднее время, которое врач слушает пациента, – 12 секунд, потом он начинает задавать встречные вопросы. Если бы он дал человеку возможность выговориться минуту – это среднее время, которое говорит пациент, – возможно, он узнал бы то, что ему необходимо знать и поможет в лечении».
Социальный координатор — это неотъемлемая часть системы долговременного ухода, считают эксперты.
По статистике, сегодня в России проживают 5,5 млн лежачих больных; 3,5 млн пожилых людей, нуждающихся в постоянном патронаже; 1,3 млн тех, кому требуется паллиативная помощь. Большинство из них не получают ни квалифицированного ухода, ни содействия в оформлении документов, ни даже простой поддержки.