В первую очередь фонду нужно определиться с целью акции и понять, готов ли он потратить больше средств, чем собрать, считает вице-президент АНО «Альцрус» Александра Щеткина.
«Если это PR-акция, привлечение внимания к деятельности организации, презентация нового проекта или самого фонда, то можно потратить больше, чем собрать средств, — поделился эксперт. — Обычно маленькие и новые фонды тратят больше, чем собирают, но, на мой взгляд, это нормально. Как зачетка в вузе: сначала мы на нее работаем, а потом — она на нас. Я верю в силу слова, силу пиара. Потому что это более долгосрочные инвестиции, которые потом смогут принести свои дивиденды».
О цели масштабных акций рассказала директор благотворительного фонда помощи людям с БАС «Живи сейчас» Наталья Луговая.
«Чтобы организовывать какое-либо благотворительное мероприятие, разумеется, в первую очередь нужно сформулировать, каких целей вы хотите добиться. Провести праздник для подопечных, охватить максимальную аудиторию и донести до нее какую-либо информацию или привлечь пожертвования — варианты могут быть разные. Собственно, только в последнем случае имеет смысл говорить о соотношении вложенных и полученных средств», — утверждает эксперт.
По ее мнению, в любом случае нужно стремиться делать благотворительное событие с нулевым бюджетом и максимум необходимого стараться найти на благотворительной основе и pro bono.
«Конечно, не всегда это возможно. Бывает, что сроки подготовки слишком сжатые; бывает, что в фонде недостаточно сотрудников и волонтеров, которые этим занимаются; бывает, что акция планируется в сезон, когда компании стремятся получить максимальную прибыль и не настроены на безвозмездную помощь. К тому же растет число фондов, и все чего-то хотят от коммерческих компаний, — объясняет директор фонда «Живи сейчас». — Так что, как правило, в любом случае у мероприятия есть определенный бюджет. Даже если вы не потратили деньги на угощения, шатры для ярмарки, озвучку концерта и прочее, вы потратили на это силы и время, свои или коллег, и эти траты тоже несложно перевести в денежный эквивалент. Как бы то ни было, на мой взгляд, фандрайзинговую акцию можно считать успешной, если объем собранных средств хотя бы в три раза превышает затраты на организацию».
Правда, по словам специалиста, всегда есть риски, что что-то пойдет не так и столько собрать не удастся, к примеру может быть плохая погода в день праздника под открытым небом. Главное — проанализировать ситуацию по итогам акции, провести тщательную работу над ошибками и учесть их при проведении следующего мероприятия. Организация массовых мероприятий для НКО — это не только продвижение, но и ценный опыт.
«Мы все учимся на ошибках и чаще всего на своих собственных, так что нет ничего страшного, если акция, призванная собрать пожертвования, собрала на порядок меньше, чем ожидалось. Но вот если такая ситуация повторяется из года в год, есть смысл задуматься, стоит ли игра свеч и не лучше ли вложить силы и время в другие активности», — полагает Наталья Луговая.