Выступая на секции «Развитие культуры благотворительности: просвещение общества и открытость сектора», директор Агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова заявила, что многие жители нашей страны не занимаются благотворительностью лишь потому, что не нашли в ней свою сферу. А для этого НКО необходимо чаще говорить о своей деятельности в средствах массовой информации.
«По данным мониторинга ВШЭ, по сравнению с 2012 годом, количество публикаций в ведущих изданиях выросло с 1 263 до 2 287. Большинство публикаций — новости. В основном материалы имеют «нейтральную окраску». Всего два процента — негатив. Больше всего журналистов интересует тема взаимодействия НКО и государства. Особенно всплеск интереса наблюдается, когда объявляют результаты президентских грантов», — рассказала директор АСИ.
Стимулировать журналистов
По словам присутствующих на конференции экспертов, есть два стереотипа, которые чаще всего связаны с благотворительными фондами и некоммерческими организациями. Первый: НКО — организации, помогающие исключительно больным детям. Второй: НКО — иностранные агенты. Эти два образа активно тиражируются в СМИ.
«Исследование Высшей школы экономики также показывает, что журналистам интересно рассказывать про НКО, когда с ними как с объектами взаимодействия с государством что-то происходит. А показать, что делают фонды, у самих НКО ресурсов нет, — пояснила руководитель программ Агентства социальной информации Ольга Дроздова. — Поэтому у нас два предложения к Роспечати: стимулировать СМИ, которые рассказывают о НКО, и создать условия для развития медийной структуры, чтобы появлялись интересные совместные проекты».
Помимо публикаций, НКО вправе размещать социальную рекламу в СМИ. Но мало кто этим может воспользоваться, слишком много препятствий для некоммерческого сектора в этой сфере.
«Благотворительные фонды и коммерческие компании бьются уже несколько лет за то, чтобы сделать правила размещения рекламы более прозрачными, — утверждает Елена Тополева-Солдунова. — Хотя есть закон и квота на количество размещаемой социальной рекламы, но никто не следит за выполнением этой квоты. И часто фондам и НКО непонятны правила, по которым социальная реклама размещается в СМИ. При ведущих телерадиохолдингах, согласно рекомендации президента, нужно создать комиссии, которые должны рассматривать все просьбы НКО по размещению социальной рекламы. Но на сайтах этих компаний, за редким исключением, ничего нет про эти комиссии и как они работают».
Как рассказала руководитель пресс-службы Федерального агентства по печати и массовых коммуникациям (Роспечать) Анфиса Храмова, ведомство старается рассмотреть все заявки от НКО для информационной поддержки того или иного проекта.
«В большинстве заявки поддерживаются, даже если они по каким-то критериям не попадают под регламент. Мы не просто выделяем средства на поддержку социально значимых проектов, но и стараемся помогать информационно, — утверждает Храмова. — При этом, когда мы сами проводим мероприятия, мы тоже сталкиваемся с такими же трудностями по размещению социальной рекламы в СМИ».
Воспитание благотворительности с детства
Помимо журналистов, освещать деятельность НКО могут и в учебных заведениях, таким образом прививая чувство сострадания и помощи ближним.
По словам директора фонда «Образ жизни» Елены Береговой, педагоги открыты к работе с волонтерскими организациями и благотворительными фондами, но отмечают нехватку четких методических рекомендаций. Поэтому фонд разработал онлайн-платформу «Школа позитивных привычек», включающую методические рекомендации, конспекты занятий для младших школьников по привлечению детей к благотворительности.
А вице-мэр Казани Дамир Фатахов рассказал, что в Казани уже три года действует своя программа. Перед началом учебного года каждому первокласснику вручают «Дневник добрых дел». Туда каждый ребенок может вносить данные, кому помог и когда. А потом в классе подводятся итоги.
По мнению специалистов, НКО должны быть сами ориентированы на свою целевую аудиторию и, по возможности, быть наиболее открытыми.
«Благотворительные и фандрайзинговые фонды готовы к прозрачности, но есть проблема. К сожалению, без определенной подготовки обычный человек не может прочитать большинство отчетов, особенно крупных НКО, людям непонятно, — считает директор отдела по привлечению средств БФ «Арифметика добра» Анастасия Ложкина. — Компании-благотворителю важно знать, как работают их деньги, а фонды должны писать так, чтобы людям было интересно. По 100-200 страниц отчета никто не будет читать, поэтому и СМИ не хотят писать. Надо быть ближе к людям. Если у НКО нет средств на содержание сайта, можно в соцсетях разместить маленькую информацию. Я всегда говорю: пишите, чтоб было понятно бабушке».