За яркими фотоотчетами с улыбающимися детьми и депутатами на сцене, победными релизами и роликами на местных телеканалах порой остается проблема, о которой организаторы благотворительных фестивалей не любят распространяться. На проведение благотворительной акции иногда тратят больше, чем собирают.
По словам президента благотворительного фонда помощи детям «Анастасия» Марины Шамары, массовые мероприятия, рассчитанные на среднестатистических горожан, которое готовы разово пожертвовать 50-100 рублей из своего кармана, ожидаемо приносят меньше средств, чем работа с юридическими лицами или постоянными благотворителями. Такие фестивали в основном направлены на повышение узнаваемости бренда.
«Считаю, что определение «благотворительный» должно присваиваться только тем событиям, где элемент благотворительности — реально значимое звено. Определена цель, аудитория, механика совершения пожертвований, просчитано соотношение расходов и доходов, — рассказала АСИ президент фонда «Анастасия». — Мы искренне благодарны каждому партнеру и понимаем, что некоторые моменты зависят от совершенно сторонних факторов. Тем не менее наша работа заключается в том, чтобы максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы».
На благотворительных акциях эксперт советует правильно организовать сам сбор пожертвований. Далеко не всегда разрешается даже поставить боксы. Кроме того, важен охват, говорит Марина Шамара. Одно дело – работа со стадионом зрителей, где можно одновременно оповестить и скоординировать всех по отправке благотворительной СМС. Другое – проходная площадка с массой развлечений, которые отвлекают внимание, где благотворительность еще надо разглядеть.
Директор региональной благотворительной организации «Колыбель сердец» Анна Третьякова отметила, что организаторы благотворительных акций и фестивалей должны согласовать участие VIP-гостей – представителей топ-менеджмента и бизнеса в целом.
«Организаторам нужно понимать, кто, например, сможет участвовать в благотворительном аукционе или внести существенное пожертвование. Как правило, это представили крупных компаний или местный бизнес. Например, на VI благотворительном «Венском балу», прошедшем в прошлом году при поддержке журнала «Искусство потребления» и его партнеров, собрано более 1 млн рублей. В апреле на благотворительном вечере «Вселенная добра» в Краснодаре, организатором которого стал Сбербанк, собрали 9 млн. При этом если собирать средства просто на улице, без приглашения VIP-партнеров максимум что получится – 200 тыс., да и то это «потолок»,
— приводит примеры Анна Третьякова.
Собеседница отметила, что если у региональной благотворительной организации нет крупных попечителей, решить вопрос со сборами на благотворительных акциях можно, объединившись с другими фондами и структурами (например, глянцевыми журналами, автосалонами, банками), которые могут привлечь своих попечителей, руководителей и спонсоров.
«Чем больше профессиональных партнеров, тем больше вероятность окупаемости проекта, потому что партнеры разделяют задачи, берут на себя какие-то пункты бюджета: подарки, развлекательную программу, информационную или волонтерскую поддержку, — уверена PR-менеджер стипендиального фонда «Ломоносов 23» Наталья Мацко. – Поэтому мнение некоторых НКО «стоять особняком», делая проект самостоятельно, считаю ошибочным».
Еще один совет – правильно выбрать дату благотворительной акции, чтобы она не совпала с другими крупными мероприятиями или, например, сезоном отпусков, когда многие горожане разъезжаются.
«Необходимо выбрать день, не совпадающий с важными государственными праздниками, поскольку есть риск потери аудитории, которая предпочтет тот же праздничный салют ко Дню города вашему мероприятию. Даже если на другом празднике нет вашей основной аудитории, внимание СМИ будет в большей степени обращено к официальным праздникам, поскольку освещение таких мероприятий — задача многих госканалов, что характерно, например, для Краснодарского края», — объясняет Наталья Мацко.
Менеджер стипендиального фонда «Ломоносов 23» также считает, что при организации акции важно привлекать профессионалов, так как ключевые задачи должны выполнять ответственные и опытные сотрудники.
«Волонтеры хороши на помощь, но не на организацию», — подытожила собеседница АСИ.