Заказник «Горячеключевской» расположен в предгорной территории в границах Горячего Ключа, Туапсинского и Северского районов. Постановление, определяющее статус одной из самых крупных особо охраняемых природных территорий региона, готовилось и согласовывалось ведомствами пять лет. При этом экологи обеспокоены, что ряд природных памятников на территории заказника утратили свой статус.
«Важно понимать, что на территории зоологического заказника, главная задача в котором — содействовать воспроизводству диких животных, существуют геологические памятники природы, имевшие раньше более строгий режим охраны, чем у заказника. Это, например, Богатырская и Фанагорийские пещеры. Теперь их природоохранный статус упразднен, на всей территории действует режим заказника», — рассказал Агентству социальной информации заместитель координатора «Экологической вахты по Северному Кавказу» Дмитрий Шевченко.
По словам эколога, это целенаправленная политика краевого министерства природных ресурсов Краснодарского края, которое несколько последних лет активно «списывает» памятники природы. Некоторые из них действительно утратили свой статус или исчезли физически, но оставались в документах, в других случаях списание объясняется «наложением» природоохранных территорий, например заказника и геологического памятника.
«Благодаря такому сокращению у министерства меньше «головной боли», теперь в случае выявления рубок леса под тем же Горячим Ключом экологам можно слать отписки, ссылаясь на измененный природоохранный статус», — добавил Шевченко.
Секретарь комитета Законодательного собрания Краснодарского края по вопросам использования природных ресурсов, экологической безопасности, санаторно-курортного комплекса и туризма Андрей Булдин рассказал АСИ, что за последние годы власти региона проводят большую работу по созданию новых особо охраняемых природных территорий и уточнению границ уже существующих, что и произошло в случае с заказником «Горячеключевской», уточненная площадь которого составила более 42 тыс. гектаров.
«В советское время в Краснодарском крае были созданы сотни охраняемых территорий, тогда нормативно это делалось очень легко, одним решением крайисполкома. Но в те времена не существовало кадастрового учета, а границы территорий указывались описательно. Например, от ручья такого-то до угла лесной дороги, от лесной дороги до третьего дерева справа. К слову, такой неточностью пользовались недобросовестные граждане, застраивавшие природоохранные территории», — объясняет депутат.
В качестве примера он привел парк «Чистяковская роща» в Краснодаре, где застройщики намеревались возвести многоэтажные дома. Когда представители администрации обратились в суд, то доказать природоохранный статус конкретного участка парка оказалось сложно, потому что отсутствовала кадастровая привязка.
«Еще один пример: до 2013 года в особо охраняемые территории входили курорты, в том числе, например, Сочи. Весь город с домами, улицами, свалками был природоохранной территорией, что не могло быть реализовано в реальности, потому что там живут сотни тысяч человек, — продолжает Андрей Булдин. – После того как с курортов сняли этот статус, произошло формальное сокращение площадей особо охраняемых природных территорий в Краснодарском крае, но мы же понимаем, что застроенный город такой территорией не является».
После этого администрация Краснодарского края, Минприроды и Законодательное собрание проводят работу по закреплению природоохранного статуса за теми местами, где он действительно нужен. Так, в ближайшее время такой статус будет определен для Анапской пересыпи, на территории ряда лиманов и хребта Маркотх, который охватывает участки сразу в нескольких муниципалитетах.