Соловецкий камень
Московские власти сначала отказались, а потом снова согласились с проведением традиционной акции памяти «Возвращение имен» у Соловецкого камня. Причиной первоначального отказа якобы стали строительные работы, которые могут помешать акции. Власти предлагали перенести «Возвращение имен» к памятнику «Стена скорби» на проспекте Академика Сахарова, что вызвало возмущение организаторов и участников ежегодной акции памяти. Да, «Стена скорби» — это мемориал жертвам политических репрессий, и в позиции московских властей можно проследить некую логику. Но в общественном сознании «Возвращение имен» крепко связано с Соловецким камнем, расположенным на Лубянской площади, — связь этого места с Большим террором объяснять не нужно. В последнее время «Мемориал» подвергается давлению, кажется, со всех сторон, но если ситуация вокруг «Возвращения имен» — это часть той же самой кампании, то здесь вышло так себе. Да, «Мемориал» акцию организует, но она уже давно принадлежит тем людям, которые раз в году в любую погоду целый день читают имена расстрелянных у Соловецкого камня. Это право невозможно отобрать, его невозможно подвинуть в удобную резервацию. Люди были готовы прийти на Лубянскую площадь независимо от того, есть ли на то официальное разрешение города. И в этом абсолютно нет никакого протеста — лишь легкое фоновое недоумение от того, что кто-то посторонний думает, будто может решать, где и когда нам вспоминать своих убитых.
(Социальная) журналистика
Второй год подряд Агентство социальной информации отмечает свой день рождения проведением конференции о социальной журналистике. Несмотря на то, что мы живем в историческую эпоху переизбытка и обесценивания информации, засилья постоянно противоречащих друг другу экспертных мнений и, кажется, тотального кризиса журналистики, в общественном пространстве ощущается острая нехватка человеческого диалога о СМИ. Конференция «ЗаЧем будущее социальной журналистики?» собрала экспертов, для которых работа в журналистике значит нечто большее, чем обрамление текстами рекламных площадей, погоня за хайпом, кликами и аудиторией. Да, от этого не скрыться и не убежать, но автор импульсной лекции на конференции прав — на самом деле не бывает никакой социальной журналистики. Если редакции работают не для людей, не на лучшее завтра, то это просто не журналистика. Это может быть частью индустрии развлечений, может быть инструментом пропаганды, но не журналистикой. В эпоху социальных сетей журналист перестает быть носителем уникальных знаний: никто больше не открывает утреннюю газету, чтобы узнать вчерашние новости. Но он остается транслятором информации, которая представляет общественный интерес, он остается частью профессии, у которой есть точная цель и правила игры: журналист всегда отвечает за слово, которое выносит в публичное пространство.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.