По мнению Гора Нахапетяна, соучредителя фонда «Друзья», cоветника ректора московской школы управления «Сколково», у социальной сферы сейчас много возможностей сотрудничества с коммерческим сектором. Компании и финансовые услуги (банки, страховые компании) хотят отличаться друг от друга, а потребители — видеть пользу в каждом продукте. Возможности для этого успешные компании ищут именно в социальной сфере.
«Например, Adidas может делать кроссовки из переработанного пластика и таким образом отличается от Nike, — говорит Нахапетян. — Но эта стыковка социального с коммерческим еще не произошла. Равнодушный продукт уже не проходит, в итоге компании теряют прибыль. Вот в этом и заключается сила некоммерческого сектора. Так ваша социальная инициатива может состыковаться с большим бизнесом».
Митя Алешковский, председатель совета благотворительного фонда «Нужна помощь» и директор портала «Такие дела», рассказал, что большая часть средств поступает в фонд от частных спонсоров.
«Мы фонд фондов, который занимается развитием инфраструктуры благотворительности. Как мы зарабатываем? У нас есть масса проектов: исследования, издательство, образование (проводим платные лекции), портал «Такие дела». Зарабатываем по спецпроектам с разными организациями», — поделился эксперт, добавив, что основа стабильности — это не социальное предпринимательство, а регулярные пожертвования.
«Люди видят смысл в нашей работе», — утверждает Алешковский.
Полезная деятельность
О пользе своих социальных проектов рассказали Светлана Нигматуллина, основатель проекта «Путешествия мечты», директор АНО «Аура», участник программы «Начни иначе», организованной Impact Hub и Росбанком, и Дарья Алексеева, директор благотворительного фонда «Второе дыхание», основатель Charity Shop.
«Когда я планировала свой проект, я решила, что путешествия для человека с инвалидностью могут быть интересными, бюджетными и конкурентоспособными в сравнении с аналогичными продуктами, которые продают известные турфирмы. Все началось с благотворительных экскурсий по Калининграду и области, все собранные деньги отправлялись в фонд», — говорит Светлана Нигматуллина.
Помимо того, что с каждым годом количество заявок на экскурсии увеличивалось, положительным эффектом можно считать то, что два человека поменяли место жительства и переехали в Калининград.
«У нас две организации. Одна — коммерческая, другая — благотворительная. Но все они работают с одеждой, так называемые postconsuming goods, использованные товары, которые можно отдать на переработку. Часть мы передаем, но все равно проблема не решается, и в Москве оказывается 450 тонн текстиля в год. На это мало кто готов дать деньги, хотя захламление — прямая угроза экологии. Выход — предпринимательская деятельность: из чего-то выброшенного можно получить что-то новое. И эта деятельность не прервется, так как люди постоянно избавляются от ненужных вещей. Но стоит помнить, если вы хотите привлечь инвестиции, то это должна быть коммерческая структура, гранты — некоммерческая. Поэтому удобно иметь две, как у нас», — считает Дарья Алексеева.
Как привлечь капитал
«Отправляясь за поддержкой к крупному бизнесу, важно понять, к кому вы идете, и сориентироваться, что нужно вам и этому человеку. Вам нужно понять, почему он не может решить эту проблему самостоятельно, и решает ваша идея эту проблему или нет, — пояснил Гор Нахапетян. — Такой подход меняет связь с бизнесом с «подайте, пожалуйста» на партнерские отношения. В тандеме вы можете существовать».
По мнению эксперта, главная проблема руководителей фондов в том, что они не могут формулировать смысл идеи.
«Мы не умеем рассказывать истории. Нарратив — не история, когда мы общаемся, мы повествуем что-то. Я сегодня сходил туда-то, встретился с другом, побывал там-то. Это не остается в памяти, единственное, что остается — это истории. Как передать смысл вашей инициативы, когда у грантодателей есть всего одна минута выслушать. Самая короткая история — это анекдот. Он легко запоминается и пересказывается другими. Такая же короткая история должна быть и у вас», — считает соучредитель фонда «Друзья».
Не «бедненько», но без шика
По словам Мити Алешковского, для фондов важно еще отказаться от образа вечных просителей.
«Считается, что благотворительная организация не может себе позволить хороших специалистов, чтобы им платить достойную зарплату. Это, по сути, вытесняет нас с рынка. Все то, что мы достигли сейчас, — результат того, что мы не позволяем коммерческому сектору дискриминировать нас как некоммерческую организацию. Мы ничем не хуже, а даже лучше, мы можем делать рекламу и нанимать сотрудников, каких хотим», — говорит Алешковский, как председатель совета благотворительного фонда «Нужна помощь».
«Зачастую мы живем в плену стереотипов, — утверждает Владимир Филиппов, заместитель руководителя департамента труда и социальной защиты населения Москвы. — Кажется, что если мы занимаемся поддержкой социальных проектов, то мы должны это делать как-то бедненько, но, конечно, и шиковать не надо. Мы должны смешивать менеджерские компетенции из разных сфер и смотреть, что происходит в мире, какие там есть практики. Тогда мы можем экспертно правильно помогать. Нам важно, чтобы некоммерческие организации были партнерами с правительством Москвы. А не только получать благодарности за то, что мэрия выделила деньги. Нам важна критическая обратная связь для того, чтобы мы могли вместе делать наш город более интересным».
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.