Конфликт произошел в конце минувшей недели в одной из школ Сызрани. На уроке физкультуры случилась потасовка между учениками 8-го и 9-го класса. Драка началась в спортзале и продолжилась в школьном коридоре. Учительница физкультуры, проводившая урок, попыталась разнять детей, но получила удар в лицо от одного из школьников. Очевидцы в соцсетях написали, что в момент происшествия один школьник пытался ударить другого, которого женщина закрыла собой, в результате она получила удар в лицо. Позже она была госпитализирована с сотрясением мозга.
Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров взял ситуацию на контроль. Он поручил главе регионального министерства образования Виктору Акопьяну выработать дополнительные меры для обеспечения безопасности учителей школ.
Дмитрий Азаров сообщил в Twitter, что лично позвонил педагогу и расспросил ее об обстоятельствах происшествия. Женщина пояснила главе региона, что получила удар в лицо случайно. ГУ МВД по Самарской области проводит проверку по факту случившегося. Ранее журналисты сообщили об избиении педагога школьниками, но эта информация, по данным полиции, не подтвердилась.
Директор помогающей трудным подросткам волонтерской организации «Домик детства» Антон Рубин считает реакцию властей на конфликт в сызранской школе не вполне адекватной.
«К сожалению, у нас любой инцидент независимо от его природы, степени тяжести и причин всегда приводит к разговорам о необходимости усиления безопасности. Это как священная мантра, на которую, как на последний оплот, возлагаются все надежды. На мой взгляд, этот случай вообще не требует никаких мер реагирования», – рассказал общественник Агентству социальной информации.
«О каком обеспечении безопасности может идти речь? Неужели мы теперь на каждый урок будем сажать по полицейскому? Это было случайное происшествие: у подростка не было умысла нанести травму преподавателю, а драки между пацанами в школе, к сожалению, случаются всегда. Жертвой потасовки вполне может стать человек, который разнимает дерущихся, но это вообще не к разговору ни об агрессии, ни о буллинге», – уверен эксперт.
При этом, по его словам, конечно же, «нужно работать над снижением уровня агрессии, а также количества и тяжести драк и конфликтов в учебных заведениях. Но это вопрос не безопасности учителя, а системной воспитательной работы».
Руководитель проекта «Знание остановит гендерное насилие: поиск новых решений» Анастасия Бабичева разделяет мнение коллеги.
«Сегодня, когда случаи вопиющего насильственного поведения в школах стали все чаще попадать в медийное пространство, мы вдруг осознали, что наши дети агрессивны. Вряд ли это случилось за один день, но факт, что все упирается в критический дефицит профилактики насилия среди детей, подростков и молодежи, очевиден. Усиливать меры безопасности в ответ на вспышки насилия среди детей – едва ли эффективная мера, скорее мера кризисного реагирования», – рассуждает Анастасия.
Эксперт отмечает, что внешние ограничения, дисциплина, контроль и меры безопасности имеют значение в борьбе с противоправным поведением, но поскольку речь идет о детях, а не преступниках, возникает более глобальный вопрос, почему вообще дети проявляют насилие.
«Снизить агрессию и уровень насилия в школе в долгосрочной перспективе помогут формирование у детей системы ненасильственных ценностей, чувства личной ответственности, навыков социального взаимодействия, просто-напросто достоверное информирование. Ранняя профилактика насилия может строиться по простой схеме. Первое – информационная работа: что такое согласие, чем оно отличается от насилия, что такое личные границы и почему они неприкосновенны, какие формы насилия бывают и как их распознать, и подобное. Второе – правовое просвещение: например, осознают ли дети, что порча чужого имущества – это противоправное поведение, а не шутки; знают ли они, когда наступает возраст уголовной ответственности; понимают ли, что их «не всерьез» вообще-то является, например, побоями, и так далее», – продолжает эксперт.
Не менее важную роль, по мнению Анастасии Бабичевой, играет психологическая работа с подростками, включающая рассмотрение опасных стереотипов, развитие эмоционального интеллекта и эмпатии и умение анализировать собственный гнев, агрессию и негативные эмоции.
«Как правило, эти эмоции вытеснены на периферию, стигматизированы, они по определению «плохие». Но как быть, если все мы, каждый из нас, ребенок или взрослый, регулярно испытываем гнев и агрессию, оказываемся в конфликтных ситуациях? Вот те несложные пути, которыми можно прийти к действительно ненасильственной обстановке, в том числе в школе», – резюмирует общественник.
В 2018 году в центре скандала оказался другой конфликт между учениками и педагогом-физкультурником в Самаре. В апреле суд признал экс-учителя кадетской школы №170, уроженца Читинской области Александра Тарасова, виновным в неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего учащегося, если это деяние соединено с жестоким обращением с последним (ст. 156 УК РФ). Мужчина был приговорен к году исправительных работ. По информации силовиков, мужчина жестоко обращался с четырьмя десятилетними учащимися. В частности, обзывал их, бил скакалкой и руками за неверное исполнение упражнений на уроках. Школьники также рассказали СМИ, что бывший педагог избивал их шомполом от автомата Калашникова.
Upd: Как сообщает ГУ МВД по Самарской области, в настоящее время со школьниками, их родителями и свидетелями инцидента работают инспекторы по делам несовершеннолетних. Начальник отдела информации и общественных связей регионального главка полковник внутренней службы Сергей Гольдштейн рассказал СМИ, что пострадавшая педагог отказалась от претензий к ним и попросила полицию прекратить проверку.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.