Другая норма поведения
Современные молодые люди смотрят на создание семьи иначе, чем предыдущие поколения. Некоторые не видят необходимости в семье.
«Сейчас мы живем в такое время, когда все больше людей 20-30 лет отказываются от привычного сценария создания семьи. И не потому, что им не удалось реализоваться в этом, а просто они считают, что это не нужно, — говорит Кирилл Мартынов, доцент Школы философии НИУ ВШЭ. — Социологи на Западе уже давно фиксируют эту тенденцию. Казалось бы, безобидный пример — йогурты в индивидуальных маленьких стаканчиках. Это показывает, что человеку, который живет один, не нужно покупать кучу молочных продуктов, удобнее открыть стаканчик только для себя. Из таких примеров: йогуртов, квартир маленькой площади — и других социальных и экономических факторов складывается другая норма поведения».
Зов природы
По мнению поэта и эссеиста Дмитрия Воденникова, человек не может жить без семьи. «Я люблю маленькие города, например в Германии. Ты идешь по брусчатой улочке, и перед тобой идет возрастная пара, и они держат друг друга за руки. Тебя это поражает. Представить себе, чтоб в России люди за 50 так вот просто держались за руки — это очень странно. Но в нас все-таки тоже живет эта необходимость. И без семьи мы не можем обойтись, нас так устроил механизм природы», — считает поэт и эссеист Дмитрий Воденников.
Старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН Александр Панчин отметил, что люди слишком разные, чтобы говорить об одном сценарии для всех.
«Мы сейчас адаптируемся к технологическому прогрессу. Но поскольку прогресс развивается быстрее, чем мы (эволюция — это медленный процесс), говорить о том, что наша биология должна диктовать нам, как жить, мне кажется немного странным. Люди генетически очень разнообразны, разные условия среды, воспитания, культуры. В одном обществе что-то считается ценностью, в другом это ценностью может не быть. Есть страны, где полигамия считается нормой, например. Поэтому нужно признать, что мы разные и к тому же постоянно меняемся. Но единого плана для всех нет», — полагает Александр Панчин.
Основатель RuGenerations «Теории поколений в России» Евгения Шамис согласна, что культура и окружение влияют на образ жизни человека.
«Я жила в Бразилии, там семейные ценности пропагандируют везде: реклама семьи даже в мужских журналах. Это очень бросается в глаза. У нас другие образы в глянце. Кроме того, нужно учитывать урбанизацию. Города сталкиваются с вопросами одиночества гораздо чаще. Еще один фактор — возраст. Продолжительность жизни увеличивается, одновременно появляется больше знакомств в разном возрасте, больше разных типов отношений», — считает Евгения Шамис.
Ценности поколений
По ее словам, существуют и поколенческие ценности, которые формируются до 10-12 лет. Они в том числе тесно связаны с экономикой. В разные периоды экономического цикла (спад, стабильность, подъем) формируется разное отношение к семье. У многих представителей поколения X (рожденного c 1964 по 1984 годы) были полные семьи — мама и папа. Детей поколения Y (с 1985 по 2002 годы), наоборот, чаще воспитывал один родитель. Для детей поколения Z (с 2003 по 2023 годы) семья будет иметь большее значение, считают эксперты: сейчас о семье все чаще говорят в СМИ, снимают рекламу.
«Социальная реклама успешной семьи — это своего рода национальная безопасность. Но только ради того, чтобы было кому подать стакан воды в старости, не стоит заводить семью. Лучше запастись водой», — говорит Евгений Кульгавчук, президент Профессионального объединения врачей сексологов, психотерапевт.
Он добавил, что неправильно говорить «завести детей», детей нужно «создавать». И лучше всего это делать в зрелом возрасте, когда у человека накопилось достаточно знаний, чтобы передать их своему ребенку. Тогда он будет расти в счастливой семье.
Цикл открытых бесед «Возраст как искусство» — специальный проект национальной конференции «Общество для всех возрастов», направленной на поддержку старшего поколения. Проект реализуется по инициативе Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко в партнерстве с Райффайзенбанком и центром «Благоcфера».
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.