Впервые на историю обратили внимание журналисты издания «Тайга.инфо». В начале апреля в СМИ появилась информация о том, что семья из Исиктима усыновила ребенка из Тогучинского детдома. Позднее приемные родители узнали, что у их шестилетнего сына ВИЧ-инфекция — причем узнали об этом случайно, от третьего лица, которому о диагнозе «проболтался кто-то в районной больнице, где у мальчика брали анализы перед госпитализацией». Когда информация о диагнозе распространилась по городу, семья столкнулась с дискриминацией: мальчика, по словам родителей, отказывались принимать в школу и в секцию ЛФК. Из-за этого родители ребенка приняли решение переехать в другой город.
В конце прошлой недели управление СК по Новосибирской области возбудило уголовное дело «по факту нарушения неприкосновенности частной жизни». Однако председатель «Гуманитарного проекта» Денис Камалдинов считает, что делать выводы об успехах в поиске преступника пока рано.
«Нам, как и всем, интересно, к чему приведет работа Следственного комитета. Но в ситуации травли часто виновато все общество. Знание о том, что у кого-то из знакомых или соседей есть ВИЧ, не должно ни к чему приводить. Просто такое отношение сложилось к ВИЧ: люди боятся того, чего не знают. Боятся потому, что плохо просвещены».
По словам Камалдинова, происшествие в Искитиме – показательный пример дискриминации, с которой ежедневно сталкиваются ВИЧ-позитивные люди.
«Новосибирская область в этом плане ничем не хуже и не лучше всех остальных регионов, просто этот случай попал в СМИ и обсуждается на пике дня, а другие проявления дискриминации остаются незамеченными. Люди до сих пор боятся ВИЧ, а это не нормально в XXI веке. Пока уровень информированности в обществе низок, будут и гонения, связанные с тем, что люди не понимают, что такое ВИЧ, и не знают, что «позитивный» человек, принимающий необходимую терапию, не может передать инфекцию другим».
Эксперт отметил, что необходимо рассмотреть все факторы, которые повлияли на развитие сложившейся ситуации.
«С каждым конкретным случаем мы стараемся разбираться индивидуально, хотя именно в этой истории мы не были задействованы. Сейчас, насколько мне известно, этой семье приходится выдерживать огромное внимание СМИ, что само по себе трудно. В маленьких городах или сельской местности со стигмой и дискриминацией все намного сложнее, чем в больших городах. Слухи порождают быструю реакцию со стороны окружения. С такой ситуацией людям сложнее справляться».
Если факт нарушения неприкосновенности частной жизни будет доказан в суде, ответственному может грозить лишение свободы сроком до 2 лет.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.