В мэрии Краснодара обещают заменить троллейбусы новыми электробусами, но городские организации и активисты выступают категорически против такой инициативы, призывая сохранить популярный общественный транспорт.
«Само по себе желание убрать провода — хорошо, закупать новый общественный транспорт — тоже хорошо. Но очень плохо без подготовки рубить сплеча транспортную артерию города», — рассказывает АСИ координатор общественного движения «Городские решения» Константин Трудник.
Общественник перечисляет: сначала нужно хотя бы купить обещанные электробусы, подготовить для них место в депо, обучить механиков и водителей. Затем опробовать их на маршруте с низкой загруженностью. И если инициатива окажется успешной, начинать реконструкцию, поэтапно вводя электробусы. «Без этой подготовки шанс успешного внедрения стремится к нулю», — констатирует собеседник агентства.
Замена экологически безопасных троллейбусов на электробусы вызывает вопросы не только у урбанистов, но и экологов. Ведь не секрет, что из-за высокой загруженности краснодарских улиц и перманентных пробок экологическую ситуацию здесь, несмотря даже на южный климат, трудно назвать идеальной.
«Батареи электробусов нужно регулярно менять, их ресурс ограничен. Имеющийся в трамвайно-троллейбусном управлении единственный троллейбус с автономным ходом, насколько я знаю, не используется, так как батареи вышли из строя, а их замена стоит значительных средств», — объясняет в разговоре с АСИ организатор южного экологического форума «Ареал» Дмитрий Селин.
Утилизацией батарей такой емкости занимается единственное сертифицированное предприятие в стране, расположенное в Челябинске. Весит такая батарея почти тонну – их регулярная замена обойдется муниципальному предприятию, а значит и бюджету, в значительную статью расходов.
«Или, может, эти батареи будут просто валяться в депо, отравляя все вокруг? Их также могут просто выбросить на свалку, что также навредит экологии», — предполагает Селин.
«Убрать троллейбусные провода на Красной и заменить троллейбусы на электробусы — это все равно что ампутировать здоровую ногу, на которой синяк, чтобы заменить ее протезом. При этом электробусы предлагается купить «когда-то» и в количестве всего 12 штук. Для сравнения: на маршрутах по улице Красной сейчас работают 52 троллейбуса, — рассказал активист движения «Городские решения» Дмитрий Воронов. — Пока же, на неопределенное время, троллейбусы заменят дизельным автобусами, которые стремительно выходят из строя из-за небольшого срока службы. К чему такая спешка? Зачем рушить то, что работает? Демонтаж проводов разрушит стабильно работающую сеть маршрутов троллейбуса, и в сеть автобусных маршрутов тоже внесет дисбаланс из-за необходимости тасовать подвижной состав».
Общественник считает, что электробусы, если их покупать, могут пригодиться для продления троллейбусных маршрутов на окраинах, а для ликвидации троллейбусных линий в центре нет рациональных причин.
«Контактную сеть на Красной нужно обязательно сохранить, это стержневая линия с высоким объемом перевозок», — подытожил Воронов.
Беспокойство общественников разделили и в компании «А+С Транспроект», выступившей подрядчиком при разработке программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Краснодара по заказу НИУ ВШЭ. На официальном сайте компании опубликован комментарий: закупка электробусов предполагалась как альтернатива троллейбусам по мере их списания и как продление троллейбусных маршрутов, а вовсе не как их полная замена. В «А+С Транспроект» назвали важным сохранение имеющейся транспортной инфраструктуры, которую при дефиците подвижного состава в трамвайно-троллейбусном управлении просто нечем будет заменить.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.