Только административная ответственность
ФАР предлагает, если это не коммерческий сбыт, заменить уголовную ответственность на административную за любые действия с психоактивными веществами.
«Не нужно сажать в тюрьму за пять грамм марихуаны или один грамм героина. Это дозы, которые больные зависимые люди вынуждены покупать для себя. За это не должно быть даже административной ответственности, — говорит координатор уличной социальной работы ФАР Максим Малышев. — Взимать штрафы нужно с людей, которые появляются в общественных местах или водят автомобиль в состоянии наркотического опьянения. Когда зависимость пересекается с интересами социума».
Бесплатное лечение и реабилитация
Кроме того, фонд отметил проблему обеспечения общедоступного, бесплатного, анонимного лечения при синдроме зависимости, в том числе легализацию программ заместительной терапии опиоидов.
Сейчас в стране действуют только четыре бесплатных государственных реабилитационных центра: в Москве, Казани, Санкт-Петербурге и Набережных Челнах. Лечат там только тех, у кого есть прописка в этом регионе. А чтобы попасть в стационар на детокс, человек должен встать на наркологический учет. Это автоматическое ограничение в правах на три года, а значит, практически невозможно устроиться на работу, получить водительские права.
«Я не говорю о том, чтобы разрешать в невменяемом состоянии садиться за руль. Я про то, что к проблеме надо подходить более индивидуально. Система наркоучета должна быть более точечной, — говорит Малышев. — Я периодически хожу на группы наркозависимых, и там очень много обсуждается, что есть люди, которые один-два раза покурили марихуану и уже попали на наркоучет. Их права ограничивают только на основании диагноза «наркомания».
Доступная информация о снижении вреда
Также ФАР считает, что необходимо сделать общедоступной информацию о психоактивных веществах и снижении вреда при их употреблении. Для этого нужно внести поправки в закон о пропаганде наркотических средств.
«Полгода назад нас оштрафовали за статью в газете для наркопотребителей «Шляпа и баян» о снижении вреда от солей, — рассказывает Малышев. — Эта статья была нужна, чтобы люди, которые уже употребляют эти вещества, знали, как это делать более безопасным способом, чтобы не заработать язвы, проблемы с сердцем и т.д. Но сейчас закон прописан так неточно, что под пропаганду можно подвести любое упоминание о снижении вреда и заместительной терапии».
Легализация программ заместительной терапии
Заместительная терапия необходима наркозависимым беременным женщинам, которые хотят выносить ребенка, пациентам туберкулезных наркодиспансеров и людям, которые не могут побороть зависимость.
«Цель заместительной терапии – не вылечить от наркозависимости, а снять симптомы, мешающие человеку жить, — говорит Малышев. — И такая терапия нужна для тех, кто не может прекратить употреблять наркотики. 80% наркозависимых, по статистике, возвращаются к наркотикам. Ничего с этим не поделаешь. Наркомания – хроническая прогрессирующая болезнь, которую сложно побороть».
УК РФ статья 228
Вчера, 12 июня, в Москве прошел марш в поддержку незаконно осужденных по «наркотическим» статьям. Максим Малышев тоже был там.
«У многих людей, которые были на марше, есть знакомые или друзья, с которыми случилась такая история, как с Ваней Голуновым. Практика фальсификации дел по 228-й статье очень распространенная. Тысячи людей сидят в тюрьмах по сфабрикованным делам. Но нам-то это давно понятно. А вот для всего общества только сейчас становится очевидным, что наркотики могут подкинуть обычному человеку, ни в чем не виновному», — сказала Малышев.
ФАР требует провести широкую амнистию по всем статьям о наркотиках за исключением статей о сбыте в особо крупном размере.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.