Новости
Новости
15.01.2025
14.01.2025
13.01.2025
18+
Новости

«Новорожденный для врача — часть его души»: что говорит общество об аресте Элины Сушкевич

Следствие обвиняет врача-неонатолога из Калининграда в убийстве младенца по предварительному сговору. Статья предусматривает в том числе пожизненное лишение свободы.

Фото: Luma Pimentel / Unsplash

Российские медики и представители фонда помощи недоношенным детям «Право на чудо» заступились за врача-неонатолога из Калининграда Элину Сушкевич. Ее обвиняют в убийстве младенца (ч. 2 ст. 105 УК — «Убийство малолетнего, заведомо находящегося в беспомощном состоянии, группой лиц по предварительному сговору») в роддоме Калининградской области № 4. В субботу, 29 июня, Центральный суд Калининграда отправил врача под домашний арест.

В чем обвиняют Элину Сушкевич

Как сообщается 

в открытом обращении Российского общества неонатологов, 6 ноября 2018 года родился младенец с экстремально низкой массой тела 700 граммов на сроке беременности 23 недели и три дня, что находится на грани жизнеспособности, и прожил около пяти часов. Это произошло еще 6 ноября прошлого года.

«Во всем мире вероятность выживания таких пациентов без тяжелых осложнений не превышает 5-10%», — отмечают врачи.

Для оказания помощи ребенку и его перевода в перинатальный центр в роддом вызвали неонатальную реанимационную бригаду, в состав которой входила врач анестезиолог-реаниматолог Элина Сушкевич. Однако состояние ребенка было настолько тяжелым, что транспортировать его в перинатальный центр не представлялось возможным. Согласно первичной медицинской документации, ребенок получил всю необходимую реанимационную помощь, в том числе искусственную вентиляцию легких и эндотрахеальное введение сурфактанта, однако спасти его не удалось.

Осеннее дело

Элина Сушкевич не первый фигурант этого дела. Осенью прошлого года была арестована исполняющая обязанности главного врача роддома № 4 Елена Белая, ее обвинили в превышении должностных полномочий, повлекшем тяжкие последствия. Белая находится под домашним арестом, вину отрицает.

По версии следствия, Белая решила убить младенца, чтобы не портить статистику роддома смертью младенца и сэкономить деньги: выделенный ребенку препарат имел «высокую стоимость».

«Для совершения убийства малолетнего привлекла врача Сушкевич, с которой она предварительно обсудила способ убийства ребенка», пишут на сайте Следственного комитета. Следствие считает, что для «сокрытия убийства малолетнего в историю родов были внесены заведомо ложные сведения о том, что имел место факт интранатальной смерти, то есть гибель плода».

Что говорят врачи и благотворительные фонды

Медицинское сообщество считает обвинение врачей «абсурдным по своей сути». Российское общество неонатологов публично просит следствие предоставить результаты судебно-медицинской экспертизы по делу Сушкевич.

«Мысль о том, что врач анестезиолог-реаниматолог приходит на работу, чтобы лишать жизни детей, не укладывается в сознании нормального человека. Каждый новорожденный для врача — часть его души. Врачом-неонатологом движет прежде всего мотивация, привитая в процессе освоения специальности, — желание лечить и спасать детей. Когда врач-неонатолог, приложив всю энергию и знания, проводит реанимационные мероприятия, возвращая ребенка к жизни, можно ли представить, что в другой ситуации он намеренно и хладнокровно эту жизнь отнимет? А сейчас, исходя из статьи обвинения, мы являемся свидетелями того, что именно эту мысль нам и пытаются внушить», — уверены в Российском обществе неонатологов.

Учредитель и директор фонда «Право на чудо» Наталья Зоткина пишет, что «Элина Сушкевич — высококвалифицированный специалист, человек с добрым и бескорыстным сердцем, она любит детей и посвящает свою жизнь спасению их жизней». В фонде уверены, что Сушкевич в тот день делала то же, что «каждый день делают все доктора-реаниматологи» — спасала новорожденного, находившегося в крайне тяжелом состоянии.

Доктор медицинских наук, врач-неонатолог и эксперт фонда «Право на чудо» Дарья Крючко называет случившееся «абсолютно чудовищным обвинением». Основатель центра «Антон тут рядом» Любовь Аркус считает происходящее «абсолютнейшим беспределом Следственного комитета по отношению к врачам». Это, по ее мнению, «приведет к той же ситуации, что была у нас с обезболиванием: на всякий случай, врачи не будут реанимировать. Нет действия — нет «дела», пишет Аркус.

Директор благотворительного фонда Константина Хабенского Алена Мешкова сравнивает ситуацию с историей Ивана Голунова. «Без слов. Уровень бреда, описанного в заключении, зашкаливает», — пишет Мешкова.

Не верит в версию следствия и исполнительный директор Фонда профилактики рака Илья Фоминцев. «Это треш какой-то. Предумышленное убийство новорожденного? Да вы там с дуба рухнули что ли все? Как вообще такое в голову-то могло прийти? Я могу поверить во что угодно, но только не в предумышленное убийство», — пишет он.

Подписать петицию в защиту Элины Сушкевич

предлагает Елена Грачева, координатор программ фонда AdVita.

«Мне кажется принципиально важным, чтобы специальные отделы СК, которые были созданы в конце прошлого года и начали работать «по врачам» и называть врачебные ошибки «ятрогенными преступлениями», немедленно прекратили бы фабриковать громкие дела, сажать людей и устраивать своим начальникам служебные повышения», — пишет Грачева.

В Российском обществе неонатологов уверены: обвинение Сушкевич «с точки зрения созданной в нашей стране системы перинатальной помощи, медицинской логики и здравого смысла носит абсурдный характер».

Действия следственных органов, призванных оберегать общество от реальных и потенциальных угроз, приведут к обратному результату: общество лишится сначала одного, а потом и многих других высококвалифицированных врачей, считают врачи.

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике