Директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова представила в центре «Благосфера» результаты всероссийских опросов. В них участвовали россияне старше 18 лет из 43 регионов России. Ирина рассказала, сколько россиян делают денежные пожертвования, на что они жертвуют чаще всего и на что, по их мнению, сейчас проще всего привлечь средства.
Исследование «Участие россиян в денежных пожертвованиях» — часть масштабного мониторинга состояния российского гражданского общества, который Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ проводит уже 14 лет.
Сколько людей делают денежные пожертвования в России
Количество россиян, которые заявили, что жертвуют деньги и финансово помогают незнакомым нуждающимся людям, стабильно растет: в 2007 году таких было 44%, в 2019-м — 63%. «Имеются в виду денежные пожертвования в широком смысле слова: начиная от милостыни и подаяния и заканчивая всеми цивилизованными формами благотворительности, которые есть за рубежом и в нашей стране», — пояснила Мерсиянова.
«За последние пять лет доля тех, кто делал благотворительные пожертвования, особо не менялась, при этом в России активно развивались каналы, через которые можно жертвовать деньги», — отметила эксперт.
Несмотря на то, что благотворительная инфраструктура становится все удобнее, доля стабильно и часто вовлеченных россиян практически не растет. Последние десять лет этот показатель держится на отметке 14-15% — столько россиян ответили, что делают пожертвования «очень часто». По мнению Ирины Мерсияновой, это говорит об отсутствии у людей внешних стимулов к совершению пожертвований.
Кроме того, по ее мнению, «происходит перераспределение людей, которые помогали и раньше, между новыми возникающими каналами». Другими словами, те, кто давали милостыню, теперь стали делать еще и переводы на банковские счета благотворительных организаций, продолжая подавать на улице.
«Это говорит о том, что «нецивилизованные» формы пожертвований все еще присутствуют в обществе», — подчеркивает эксперт.
Вместе с тем сократилось количество россиян, которые заявили, что «никогда не делали пожертвований». В 2009 году их было 46%, в 2019-м — 36%. Минимальный показатель по этому параметру отмечался в 2011 году, тогда больше половины россиян (51%) ответили, что никогда не помогали финансово незнакомым людям.
Кто делает пожертвования
Что касается социально-демографических факторов, то, по мнению Ирины, они не сильно влияют на склонность человека к денежным пожертвованиям. Однако в России, как и во всем мире, женщины жертвуют чаще. Средний размер «женских» пожертвований — 3 700 рублей. Мужчины жертвуют реже, но больше — 7 300 рублей в среднем. Также исследования показывают: более образованные люди, живущие в крупных городах, делают денежные пожертвования чаще.
По мнению руководителя проекта «Добро Mail.Ru» Александры Бабкиной, степень участия в благотворительности не зависит от уровня достатка человека — по крайней мере тех людей, которые жертвуют деньги через сервис «Добро Mail.Ru».
«У нас много пенсионеров, которые помогают, есть люди, которые перечисляют по одному рублю в день», — отметила Бабкина.
Милостыня и СМС
В тройке лидеров способов осуществления денежных пожертвований — милостыня (36%), СМС-сообщения (13%) и передача денег «нуждающимся лично в руки, кроме милостыни» (21%). К последней категории относится, например, финансовая помощь жертвам стихийных бедствий.
Больше всего выросла динамика денежных переводов с помощью мобильной связи: в 2010 году этот метод использовал всего 1% опрошенных, в 2019-м — уже 13%. Пожертвования через интернет делают 11% опрошенных, то есть каждый девятый россиянин, подчеркнула Мерсиянова.
Самыми непопулярными способами пожертвований средств оказалась передача через инициативные гражданские группы, государственные учреждения и ежемесячные автоматические отчисления из зарплаты. Все эти варианты набрали по 1%.
В целом за десять лет исследований формы совершения денежных пожертвований мало изменились, отметила Мерсиянова.
Кому помогают россияне
Охотнее всего опрошенные, по их словам, помогали бы благотворительным организациям (27%) и акциям (17%) и обществам инвалидов (20%). Вместе с тем 19% ответили, что не хотели бы помогать «никаким организациям». Аутсайдеры списка — политические партии, этнические общины и жилищно-строительные кооперативы. Все они набрали около 1% сторонников.
По мнению опрошенных, проще всего привлечь пожертвования на «помощь больным детям» — так считают 75%. За детей-сирот «проголосовали» 36%, за животных — 22%. Относительно высокий процент (10%) набрала и помощь бездомным людям, хотя до сих пор эта тема довольно стигматизирована.
Самыми «сложными» с точки зрения привлечения финансовой помощи россияне назвали правозащитную деятельность, помощь заключенным и помощь химически зависимым людям. Помощь людям с ВИЧ, искусство и образование набрали по 3%.
Вероятно, отвечая на этот вопрос, люди проецировали предложенные варианты на себя, потому что в ответе на вопрос «На какие нужды делаете пожертвования лично вы?» фигурируют примерно те же категории нуждающихся: дети с заболеваниями (35%), дети-сироты (13%), пожилые люди (17%), бездомные люди (11%) и животные (11%).
Антилидерами также стали правозащитники, заключенные и химически зависимые люди — им помогает всего около 1% опрошенных.
Данные исследования представлены в презентации Ирины Мерсияновой.
Подписывайтесь на канал АСИ в «Яндекс.Дзен».