На прошедшем 38-м кинофестивале ВГИК фильм собрал массу призов. Помимо наград, присуждаемых в основных номинациях, картина получила новый приз «Перспектива» и скоро отправится на кинофестиваль CSAR в Венецию.
Розыгрыш или жизнь
Герои фильма преодолевают свою «точку бифуркации» (состояние, при котором человек кардинально меняет свои взгляды, не возвращаясь к прошлым привычным действиям). А началось все с безобидного для компании приятелей розыгрыша. Друзья решили похитить одного из знакомых: силой затолкав в машину, они вывезли его в лес. Им практически удалось осуществить задуманное. Но жертва розыгрыша смогла вырваться и в ужасе от происходящего скрылась в лесу.
После неудачной шутки с похищением друга компания молодых людей оказалась в отделении полиции. Парень, которого они хотели разыграть, был объявлен в розыск. Найдут его живым или нет — от этого зависела дальнейшая судьба «похитителей».
По словам актера Константина Маховикова, который сыграл одну из главных ролей в фильме, выпускник ВГИКа режиссер Леонид Гардаш (мастерская Владимира Хотиненко) решил создать картину, основанную на реальной истории из его жизни.
«Режиссер фильма — любитель розыгрышей. Однажды он стал организатором подобного похищения, но там обошлось без милиции, — рассказал Константин Маховиков. — Тогда тоже заставили жертву копать себе яму в лесу, но он стал отбиваться лопатой, перебил себе пальцы, покалечился, пару недель провел в больнице. И до сих пор некоторые пальцы у него не двигаются. Естественно, сейчас они уже не общаются».
По словам продюсера картины Анны Соколовой, на создание фильма ушло около года. «Снимали и в лесу, в мороз, и в павильонах, — рассказывает продюсер. — Сложно было собрать всех актеров и подстроиться под плотный график каждого».
Что касается сюжета, то, по мнению Анны, розыгрыш сам по себе смешной со стороны, но, если такое происходит в реальности с тобой или твоим другом, — это страшно.
Точка бифуркации — точка невозврата
Порой наши поступки приводят к неожиданным и катастрофическим последствиям. Теория хаоса предполагает, что точка бифуркации — это такое состояние системы, когда самое малое воздействие может привести к кардинальной смене установившегося режима работы. В жизни человека это точка перелома, которая в корне меняет его судьбу.
При этом после реальной истории у режиссера, по словам Константина Маховикова, не было той самой точки бифуркации. Возможно, его шутки стали менее жесткими, но разыгрывать он не прекратил.
«Вообще, как по мне, так это довольно смешной розыгрыш, но никто не застрахован от случайностей, — считает актер. — Но, если бы со мной такая ситуация приключилась, я бы, наверное, жестко отбивался».
Участники дискуссии предположили, что, возможно, у молодого поколения подобные розыгрыши в порядке вещей. И мало кто готов ответить потом за свои проступки, если что-то пойдет не так. Это подтверждает в фильме и полицейский, который ведет дело.
«Возможно, это такой молодежный язык, который им понятен. Даже если тебя жестко разыграли, ты не будешь обижаться на своих друзей. Ценности и моральные устои немного другие. Все хорошо, ребята, двигаемся дальше», — говорит актриса Дарья Жовнер.
Конфликт поколений
В картине отлично виден конфликт поколений. На слова о безответственности молодые люди в диалоге с капитаном полиции осуждают его за все, что произошло в 1990-е годы, за коррупцию в стране и желание посадить невинных людей, хотя автор короткометражки явно хотел вызвать доверие и сострадание зрителей к сотруднику правоохранительных органов. Герой пытается оправдаться перед молодежью: «Я 25 лет честно проработал в органах».
Как считает Дарья Жовнер, проблема в людях и во времени, в котором они живут. У советских людей, как капитан полиции, были свои идеалы, которые, возможно, не оправдались, у молодежи, в свою очередь, уже сложились стереотипы о предыдущем поколении. По мнению зрителей, у нас принято винить во всех бедах страны именно старшее поколение, хотя многие из них честно выполняли свой долг, как этот полицейский. Однако в новые стандарты времени это уже не вписывается.
«Точка бифуркации» открывает проект показов фильмов молодых кинематографистов в киноклубе «Благосферы».
Клуб «Социальное кино» центра «Благосфера» — место встречи тех, кто любит смотреть и обсуждать актуальное качественное кино и проблемы, которое оно поднимает. В дискуссиях после показов принимают участие режиссеры, продюсеры, актеры и герои обсуждаемых фильмов, а также представители общественных организаций, помогающие решать проблемы, с которыми сталкиваются герои фильмов.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.