24 августа на странице в Facebook Елены Охонской, АВА-консультанта и матери ребенка с РАС, появился пост с критикой курса батутных занятий как метода терапии.
“Я знаю, что всегда найдутся родители, чьи дети весело провели время на батутах и покувыркались в поролоновой яме, и слава богу. Но настораживает то, что нигде не упоминаются противопоказания, не отслеживаются случаи, когда были ухудшения”, — написала Охонская.
В своем посте Охонская раскритиковала реабилитационный центр “Волшебный батут”, о котором АСИ рассказывало в декабре 2018 года.Охонская подчеркнула, что “родители (детей с РАС. — Прим. ред.) отмечали ухудшение состояния даже во время занятия (на батуте. — Прим. ред.), приступы головной боли, сенсорную перегрузку, ухудшение ночного сна и другие эффекты, которые происходили у детей прямо на фоне курса”.Она усомнилась в корректности авторской методики и исследований, которые проводили авторы проекта “Волшебный батут”. Обсуждение продолжилось в группе “Планета Аутизм”, где мнения о занятиях на батуте для детей с РАС разделились. В обсуждении участвовали и мамы детей с РАС, причем они выступили с противоположными мнениями.“Мой сын расширил свой активный словарь, в питании — начал пробовать новую еду, и она стала оставаться в его рационе! Занимался с удовольствием, улучшил крупную моторику, стал ловчее, быстрее, сильнее…” — в комментариях под постом рассказала о своем опыте занятий на батутах Светлана Борисова, мама ребенка с РАС. “После месяца занятий (на батутах. — Прим. ред.) у сына усилилась агрессия (это в 17 лет), и уже целый год мы пытаемся с переменным успехом как-то эту проблему решить”, — написала мама ребенка с РАС Дарья Линевская
.
“В любом случае прежде, чем начинать ребенку с такими нарушениями активные занятия на батуте, нужна хорошая диагностика специалистов, занимающихся осанкой, скелетом и позвоночником. А также оценка сенсорного профиля и индивидуальная программа занятий, где далеко не каждому и далеко не сразу показаны долгие прыжки на батуте”, — заключила Яна Золотовицкая, основатель Центра проблем аутизма. Она также опубликовала на своей странице пост с подборкой статей о противопоказаниях к прыжкам на батутах.
К обсуждению присоединилась и создательница “Волшебного батута” Гульнара Совкова с готовностью к дискуссии.
Совкова рассказала АСИ, что считает, что критика ее проекта связана с тем, что проект расширил географию и создал филиалы в Москве и Санкт-Петербурге.
“Я сделала то, что рекомендовали в Агентстве стратегических инициатив: вышла из режима “поедания” грантов и создала вторую структуру, ИП. Она позволяет нам заниматься с некоторыми детьми за свой счет”, — заявила Агентству социальной информации Совкова.
Она также отметила, что их авторская методика пока не может быть выложена в открытый доступ, потому что так рекомендовало их юридическое сопровождение, а сейчас за них говорят отзывы других родителей.
“Быстрый выход на города произошел из-за больших результатов детей, реальных написанных и отснятых на видео отзывов в сети. Нас приглашают сами родители и организуют курс, помогают с договоренностями с батутным центром, размещением”, — добавила Совкова в переписке с Агентством социальной информации.
АСИ также обратилось к Екатерине Мень, президенту Центра проблем аутизма. Она отметила, что “не все батуты одинаково полезны”.
“Под соусом социальной значимости можно заявить все что угодно, в этом коварство нашей (НКО. — Прим. ред.) деятельности. Такой экспансии у авторского метода, если он существует, быть не может. Я считаю, это просто франшиза с хорошим маркетингом”, — сказала Мень.
Она добавила, что оценка социально значимых проектов — очень сложное поле, потому что есть тема проекта, а есть методика его реализации.
“Условно, нужны ли спорт и физкультура при аутизме? Да, конечно, и ответ на этот вопрос легко находится в данных научных исследованиях. А вот какой спорт, в каких условиях, какими методиками включать в этот спорт, как строго индивидуализировать программу – это могут знать только узкие специалисты. Социальную значимость определить можно, узкоспециализированное содержание — крайне трудно. Особенно в условиях отсутствия специального лицензирования и сертифицирования”, — пояснила эксперт.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.