«Эта, на первый взгляд, абстрактная песня — не что иное, как символ внутреннего напряжения и в итоге взрыва. В клипе история показана бытовым человеческим языком, переведена на образы и визуальные символы социума, где возможно насилие в семье, насилие над детьми — чего сейчас очень много, несмотря на то, что об этом стараются не говорить. Но в какой-то степени насилие сейчас узаконено: оно приравнивается к административному нарушению», — говорит Найк Борзов.
«Одно сплошное движение, побег от травмирующих воспоминаний, бесконечное желание забыться, — комментирует клип режиссер Артем Игнатьев. — Конечно, все подано в самой прямолинейной, я бы даже сказал, грубой форме! Но стоит ли говорить об этом как-то иначе? Скажем, более художественно? Возможно. Но лично я по-другому такую историю не мыслю. Да, под конец клипа сквозь легкий сюрреализм проявляется подводка к хеппи-энду — выгорание образа насильника! Хоть какая-то надежда! Но есть ли такая надежда у реальных жертв домашнего насилия, которые не в силах не то чтобы побороться с ним, а просто рассказать близким, обратиться за помощью?»
Борзов и Игнатьев призывают всех, кто сталкивался с домашним насилием, обращаться в центр «Насилию.нет», оказывающий юридическую и психологическую помощь пострадавшим.
Недавно центр создал первое в Москве открытое пространство, где будут проходить консультации и группы поддержки для мужчин и женщин, оказавшихся в ситуации домашнего насилия. В дальнейшем центр будет развивать направление равного консультирования: когда поддержку оказывают волонтеры, которые сами в прошлом сталкивались с домашним насилием.
В этом году тема насилия в семье особенно сильно обсуждалась из-за дела сестер Хачатурян. Девушек обвинили в убийстве отца-насильника по предварительному сговору. Младшую сестру признали невменяемой, и ее дело рассмотрят отдельно. Старшим грозит от восьми до 20 лет лишения свободы. Адвокаты девушек считают, что их подзащитные — жертвы жестокого насилия и циничной безнаказанности, и настаивают на их полной невиновности. По мнению адвокатов, в качестве основной версии следствие должно рассматривать необходимую оборону, а против Михаила Хачатуряна нужно посмертно возбудить уголовное дело.
Петицию в защиту сестер Хачарурян создала правозащитница, сооснователь «Проекта W: взаимопомощь для женщин» Алена Попова. Ее подписали около 350 тыс. человек. В социальных сетях прошел флешмоб в защиту девушек. В Москве люди выходили на одиночные пикеты. В Театре.doc прошла акция солидарности «Три сестры».
Ежегодно от домашнего насилия в России гибнут около 12-14 тыс. женщин. Согласно данным исследования фонда «Общественное мнение», 80% россиян считают, что домашнее насилие нельзя оправдать.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.