Модератором дискуссии выступила журналист и ведущая программы «Чувствительно» на радио «Эхо Москвы» Ирина Воробьева.
Сделать читателям интересно
Рассказывать о будничных социальных историях сложно, говорит Наталья Лосева, заместитель главного редактора МИА «Россия сегодня».
«Либо ты скатываешься в жалость, либо вызываешь у аудитории чувство вины. Нужно делать такие проекты, чтобы людям было интересно и чтобы эмпатия была естественной», — считает Лосева.
«Мы придумали VR-проект «Слепые в большом городе» в формате виртуальной реальности. Пригласили троих тотально незрячих москвичей, и с их помощью пытаемся рассказать и показать, как ощущает себя незрячий человек, живя в большом городе. Получилось очень любопытно, причем никакой душераздираловки: герои проекта шутили, прикалывались и не говорили, что отсутствие зрение – это недуг. Для нашей команды социальные проекты – это попытка найти правильный язык и использовать новый формат, чтобы продать аудитории не очень хорошо продаваемую тему», — рассказала Лосева.
«Не навреди»
Задача и фондов, и журналиста – помнить во время работы про принцип «не навреди», уверена Оксана Орачева, директор благотворительного фонда В. Потанина.
«Если ты профессионал, ты всегда это помнишь, на уровне подсознания. И всегда исходишь из этого принципа и не делаешь материал просто ради хайпа».
«Мне кажется, фонды уже «переросли» то время, когда хотели, чтобы о нас писали так, как нам хочется. Фонд ничем не отличается от любой другой организации. Тем более написать так, как ему хочется, фонд может у себя в социальных сетях, сейчас для этого есть все возможности», — продолжила она.
По мнению Орачевой, для благотворительных фондов профессиональная журналистика ценна тем, что она помогает посмотреть на себя критически, задать самим себе неудобные вопросы. Часто сотрудники фондов настолько вовлечены во внутренний рабочий процесс, что не замечают чего-то важного. Ценность журналиста – помочь им посмотреть на себя со стороны, а не просто рассказать историю. Может, журналист и не решит проблему, но поможет в ней разобраться.
Текст: журналистский или фандрайзинговый?
Часто текст о работе какого-либо благотворительного фонда или общественной организации становится фандрайзинговым: журналистам кажется, что их задача – написать материал, который поможет НКО.
Софья Крапоткина, главный редактор межрегионального интернет-журнала «7×7», уверена, что во время создания материала журналист должен четко понимать, чьи интересы ему важнее: читателя или фонда.
«Часто бывает сложная ситуация: фонд считает, что публикация какой-то информации ему навредит, а журналист, напротив, — что поможет. Но журналист должен быть очень честным и не делать вид, что работает на аудиторию, когда работает ради интересов определенного сообщества», — говорит Крапоткина.
Сейчас, отмечает главный редактор, СМИ пытаются рассказывать уже не только про конкретные нужды фондов, но и объяснять людям, как в принципе работают НКО и почему фонды все равно нужно поддерживать, даже если прямо сейчас не происходит никакого сбора.
После завершенного сбора, безусловно, нужно написать о его результатах, уверена Елизавета Язневич, руководитель отдела исследований фонда «Нужна помощь» и проекта «Если быть точным». Но когда вы только анонсируете сбор средств на помощь кому-либо, эффективнее показывать ситуацию не в самом радужном виде.
«Опыт издания «Такие дела» говорит: если рассказываешь историю с хеппи-эндом, деньги могут уже не пожертвовать. Но на этапе привлечения внимания и финансовой поддержки важно обозначить: хеппи-энд возможен, но при вашем участии», — говорит Язневич.
Как не переставать об этом писать
Проблема профессионального выгорания касается не только журналистов, которые пишут на социальные темы, уверена Наталья Лосева. «Журналист, который проработал день на теракте, будет помнить об этом всю жизнь», — говорит эксперт.
«При работе с героями журналист должен быть достаточно хладнокровным. Если хирург будет рыдать во время операции, он никому не принесет пользы. В редакциях должна быть профессиональная подготовка: как относиться к материалу и его подготовке, как выходить из темы, как переживать неуспех», — говорит Лосева.
Такая подготовка должна быть частью профессиональной журналистской гигиены, считает Наталья. По ее словам, в свое время она переживала серьезное выгорание и даже на четыре года ушла из профессии. Поэтому правила гигиены должен соблюдать сам журналист, редакции и благотворительные фонды в том числе.
Конференция «ЗаЧем будущее социальной журналистики?» проводится ежегодно с 2017 года Агентством социальной информации и Центром «Благосфера». В 2019 году конференцию поддержали Фонд президентских грантов (проект АСИ «Меняющие мир»), Благотворительный фонд В. Потанина (проект АСИ «НКО-профи»), Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт», Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, «Нестле Россия», Объединенная металлургическая компания.
«Должен ли журналист помогать. Ожоги социальной журналистики» — смотреть видеозапись дискуссии
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен