Этичное потребление и мусорная проблема
Эксперты Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ представили данные исследования «Мусорная проблема и гражданское общество» об уровне реального и потенциального включения россиян в раздельный сбор бытовых отходов (РСБО) и в разнообразные социально-экономические практики, прямо или косвенно снижающие образование мусора. Авторы также изучили условия, при которых россияне готовы включаться в раздельный сбор. Данные получены в ходе всероссийских репрезентативных опросов 2017 и 2019 годов, в каждом из которых участвовало по 2 тыс. человек.
Как отметила директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова, в России тема раздельного сбора мусора попала в объектив научного анализа сравнительно недавно.
«Многое, что сейчас делается в сфере этичного потребления, происходит благодаря усилиям гражданского общества», — уверена автор исследования, доктор социологических наук, профессор экономического факультета, ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики» Марина Шабанова.
По ее мнению, предмет исследования гораздо более широкий, чем мусорная проблема. Речь идет об этичном потреблении, которое невозможно без этичной утилизации мусора.
«Этичное потребление – это когда потребители при совершении покупки исходят не только из соотношения цены и качества, но и принимают во внимание долгосрочные последствия своего потребительского выбора, интересы нынешних и будущих поколений», — уверена Шабанова.
Как в России заботятся о планете и бюджете
Самыми популярными способами позаботиться об окружающей среде оказались использование энергосберегающих лампочек и выключение света в пустой комнате (59% опрошенных), а также экономия воды (57%). Каждый третий отдает ненужную одежду, мебель, бытовую технику друзьям, знакомым, соседям (32%), и еще 17% жертвуют эти вещи в храмы, пункты социальной помощи и благотворительные магазины.
Анна Цигельницкая, исполнительный директор Charity Shop (проект фонда «Второе дыхание»), рассказала, что в 2014 году, когда она пришла работать в организацию, даже ей обмен одеждой казался «странным и чуждым». «Я была потрясена самой идеей магазина», — вспоминает Анна.
За последние пять лет отношение общества и коммерческих компаний к обмену одеждой сильно изменилось, уверена Цигельницкая. Сейчас в Charity Shop на «Третьяковской» ежедневно приходит до 40% новых людей, рассказывает Анна. Причем это органический рост – люди сами находят информацию о магазине.
«В 2014 году мы хотели открыться на корабле «Брюсов», но нам дали от ворот поворот: «У нас тут бутики, какой секонд-хенд?». С 2019 года наш контейнер стоит на Даниловском рынке», — рассказывает эксперт.
Почти половина (43%) опрошенных покупает меньше продуктов – ровно столько, сколько нужно, чтобы лишнее не приходилось выбрасывать.
«Тема фудшеринга развивается в стране достаточно сильно, особенно в регионах. Когда люди узнают, что есть возможность не тратить деньги на продукты и получать качественные товары бесплатно, они готовы включаться в эту практику», — говорит Светлана Морозова, экоспикер экологического движения «РазДельный Сбор».
О том, что шеринг-экономика лучше работает в небольших городах, говорит и Цигельницкая. В малых населенных пунктах люди принимают все ближе к сердцу и потому лучше понимают саму идею обмена, уверена она.
Сортируют бытовые отходы и относят их в специальные раздельные контейнеры и пункты приема 13% опрошенных, причем «намерены это делать» 29%. От пластиковых пакетов в пользу многоразовых сумок для покупок отказались немногие – всего 7,5%. Покупают товары в перерабатываемой упаковке, с минимальной упаковкой или вовсе без нее, в свою тару, всего 4%.
По мнению Морозовой, основная сложность в том, что существует семь видов пластика, и не все готовы тратить время и силы, чтобы разобраться во всей упаковке и тем более отказаться от нее. К тому же, уверяет Морозова, в России пока не так много магазинов, где можно купить продукты без фабричной упаковки.
Аренда не в цене
Помимо раздельного сбора отходов и походов в магазин со своей сумкой, опрошенные передают ненужные вещи в хорошем состоянии незнакомым людям с помощью специальных интернет-площадок – в такой практике участвовали 20% опрошенных, и еще 27% намерены начать это делать.
На втором месте (8%) — бесплатная передача ненужных продуктов питания хорошего качества незнакомым людям – членам интернет-сообщества. Столько же людей ищут через интернет попутчиков для совместного найма такси для поездки на дальнее расстояние.
В аутсайдерах оказалась аренда у незнакомых людей каких-либо предметов, которые временно ими не используются, (2%) и передача их во временное пользование (3%). К таким вещам относятся, например, горные лыжи, камеры, палатки, лодки, свадебные платья, костюмы.
Низкие показатели этих пунктов говорят о недостаточно близком взаимодействии россиян с соседями, уверена Светлана Морозова. В Европе, например, отношения между людьми более соседские, и к аренде подобных вещей там относят более лояльно. В России же из-за особенностей менталитета к этому пока не готовы.
Мотивация жить экологично
В основе приверженности самым массовым практикам (экономия воды и электричества) лежит экономическая выгода: 69% делают это с целью сократить коммунальные платежи. Почти никто из опрошенных не говорил о вкладе в сохранение окружающей среды (4%).
За отказом от покупок лишних вещей часто стоит банальное ухудшение материального положения, об этом заявили 76% опрошенных.
Мотивы участия в раздельном сборе довольно благородны. Хотя бы один из следующих пунктов назвали 88% опрошенных: «хочу ощущать себя ответственным человеком за состояние окружающей среды», «хочу вносить вклад в улучшение экологии», «это экономически выгодно для общества в целом», «стараюсь делать то, что, по моему мнению, должны делать все».
Потенциальным участникам раздельного сбора важна «вера, что мои усилия не напрасны» (34%), а экономическую выгоду упомянули немногие (9%).
По мнению Шабановой, определять новые потребительские тренды будет поколение Y (родившиеся с 1980 до 2000 год.– Прим. ред.). Они, по мнению исследовательницы, «настроены более просоциально и проэкологически». Вместе с тем, по ее словам, поколение Z (те, кто родился после 2000 года. – Прим. ред.) достаточно серьезно включено в раздельный сбор и даже «подталкивает к этому родителей».
Люди вообще часто включаются в раздельный сбор, беря пример с друзей, говорит Светлана Морозова. «Когда я начала вести блог в Instagram, друзья звонили мне и отчитывались: «Я теперь тоже собираю раздельно». Личный пример знакомых работает безотказно», — уверена Светлана.
Не больше 15 «мусорных» минут
Людям, которые собирают мусор раздельно или пока только собираются это делать, важна доступность инфраструктуры. Установку контейнеров для раздельного сбора мусора вблизи дома как одно из условий включения в практику РСБО отметили 70% опрошенных. Уверенность в том, что раздельно собранный мусор пройдет вторичную переработку, важна 30% респондентов. Людям, которые потенциально готовы включиться в раздельный сбор, не хватает информации о местах, куда можно отвезти раздельно собранный мусор (21%).
Марина Шабанова подчеркивает важность государственной политики, направленной на создание соответствующей инфраструктуры. Государственные ценности могут быть проэкологическими, но если нет доступной среды, эффекта не будет, считает она.
«Когда в стране еще не создали доступную инфраструктуру, а уже повышают тарифы на вывоз мусора, появляется много недовольных людей в разных регионах: «Ничего не изменилось, а тарифы выросли?». На мой взгляд, это неправильно», — говорит Шабанова.
Даже люди, озабоченные состоянием окружающей среды, не готовы тратить слишком много усилий и времени на раздельный сбор. Опрошенным задали вопрос: сколько времени вы готовы тратить на доставку мусора в специальные пункты или раздельные контейнеры? Оказалось, что приемлемым временем россияне считают не более 10 минут (так ответили 35% тех, кто уже сдает мусор, и 34% потенциальных) или даже не более пяти минут (26% тех, кто уже включен, и 38% потенциальных). Тратить на заботу о планете больше 15 минут готовы всего 10% опрошенных. По словам Шабановой, в Швеции, например, граждане готовы тратить на поход к контейнеру до 40 минут. Впрочем, сюда же входит время на сортировку отходов, говорит эксперт.
Решить проблему и упростить людям жизнь может внедрение системы «от двери к двери», когда за мусором приезжает специальная машина, говорит Светлана Морозова. Такое есть, например, в соседней Белоруссии: к жителям маленьких населенных пунктов два-три раза в неделю приезжает машина, чтобы забрать пластик и стекло на переработку.
Создание инфраструктуры и включенность властей
По результатам исследования авторы сделали следующие выводы:
— Если ничего не изменится, практика РСБО в России развиваться не будет: рост количества участников за счет энтузиастов практически исчерпан, а потенциальные участники предъявляют более высокие запросы на развитие инфраструктуры доступности.
— Развитие доступной инфраструктуры – в приоритете. Нужна более плотная сеть контейнеров-пунктов для раздельного сбора мусора, специальные помещения для сбора отходов в новых жилых домах, модернизация существующих мусоропроводов в старых.
— Решающее значение в решении мусорной проблемы в первую очередь зависит от политической воли по декриминализации сферы.
— Практика РСБО основана на добровольном желании, и потому она может стать еще одним доступным и понятным каналом формирования и воспитания гражданской ответственности и самостоятельности.
— Разные практики привлекают разные группы населения в неодинаковой мере. Участники раздельного сбора неоднородны по социально-демографическим характеристикам, поселенческому статусу, ценностным ориентациям и установкам.
— Важную роль в ослаблении мусорной проблемы играют разные практики по сокращению образования мусора, которые участники прямо не связывают с мусорной проблемой (сдача ненужных вещей, экономия воды и электричества).
— Успешное продвижение РСБО зависит от объединения усилий власти, бизнеса, НКО, СМИ и обычных граждан. Особая задача НКО – налаживание диалога между ключевыми заинтересованными сторонами.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен