27 января фонд целевого капитала «Истоки» представил перевод исследования Пекинского университета о филантропии в Китае.
По мнению исследователей, филантропия в Китае, хоть и развивается быстрыми темпами, все еще находится на начальном этапе развития. Особый всплеск благотворительных пожертвований случился в 2008 году, когда в провинции Сычуань от сильнейшего землетрясения погибли десятки тысяч человек. Теперь эксперты фонда «Истоки» размышляют, не заставит ли эпидемия коронавируса китайских благотворителей снова действовать более активно. По данным РИА Новости, на сегодняшний день от вируса умерли 132 человека, заразились — более 5 тыс. Как сообщили в фонде «Истоки», несколько дней назад Общество Красного Креста Китая получило первые $49 млн пожертвований на борьбу с распространением коронавируса.
По мнению Александры Болдыревой, исполнительного директора Ассоциации грантодающих организаций «Форум Доноров», в благотворительности Китая и России есть ряд схожих черт.
Например, доля грантодающих благотворительных организаций в Китае — не более 1% от всех остальных фондов: похожая ситуация, отмечает Болдырева, и в России. В обеих странах развитие и финансирование НКО происходит за счет бизнеса. За финансированием следит государство, особенно обращая внимание на источники финансирования и работу иностранных некоммерческих организаций. В благотворительности России и Китая чаще фигурируют одни и те же направления: образование, здравоохранение, развитие местных сообществ, малого и социального предпринимательства и социальная поддержка. Одинаковое постепенное развитие получает тема экологии.
Также по словам Болдыревой, и в России, и в Поднебесной к НКО относятся как к поставщику социальных услуг.
Есть и различия. Например, ситуация со статистикой: в Китае исследователи ссылаются на официальную статистику по благотворительности, в России такой нет, есть только экспертное мнение и «данные с оговорками».
«Вызовы в российской и китайской благотворительности имеют много общего: это риски и возможности цифровизации, низкий уровень готовности доноров развивать инфраструктуру, вопросы иностранного финансирования социальной сферы, недостаточный уровень доверия населения, проблемы с профессиональным уровнем сотрудников некоммерческих организаций, необходимость развивать культуру благотворительности в целом и многое другое», — считает Болдырева.
Китайская благотворительность
«Мы считаем важным изучать опыт мировой филантропии, для того чтобы адаптировать и применять в работе сообщества лучшие профессиональные практики и избегать ненужных ошибок. Сегодня невозможно понимать глобальные тенденции развития третьего сектора, не учитывая опыт азиатских стран, и в первую очередь Китая», — уверен директор Фонда целевого капитала «Истоки» Владимир Марченко.
Самыми «благотворительными» направлениями в китайской филантропии остаются образование и борьба с бедностью. В Китае всего 1% от общего населения — люди богатые, в их владении одна треть всего состояния Китая. Поэтому частный капитал — основной источник благотворительных пожертвований.
В Китае есть профильный институт, где готовят по направлению профессионального филантропического образования. На поддержку образования в целом приходится 41% пожертвований от их общего числа. Доноры, как правило, поддерживают материально те учебные заведения, в которых учились. Так, Китайский народный университет и Чжэцзянский университет получили наибольшее количество пожертвований в 117 и 109 млн долларов США соответственно. Эти средства идут на улучшение инфраструктуры университета, стипендии, строительство библиотек и работу исследовательских лабораторий.
Полный текст исследования доступен здесь.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.