Новые клинические рекомендации позволяют надеяться, что подход к помощи людям с аутизмом в России в корне изменится, подчеркивает Екатерина Заломова, пресс-офицер ассоциации «Аутизм Регионы».
«Как всем известно, сейчас таблетки от аутизма нет, человеку с таким диагнозом можно помочь медикаментозно только при лечении каких-то сопутствующих заболеваний. Например, в случае эпиактивности, проблем с ЖКТ, сном и так далее. При этом очень часто в государственных учреждениях родители детей с РАС получают рекомендации лечить аутизм у детей ноотропами, антидепрессантами, противоэпилептическими препаратами (без наличия эпилепсии), пиявками, воздействием тока и пр. Родители тратят время на эти недоказанные методы помощи, иногда даже рискуют здоровьем детей», — говорит Заломова.
В соответствии с требованиями Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи новые клинические рекомендации составлены на основе научных доказательств.
В разделе «Лечение» четко сформулировано, что на сегодня не одобрен ни один лекарственный препарат, способный влиять на ключевые симптомы РАС, и что основные методы лечения РАС — немедикаментозные: поведенческие, образовательные, психологические вмешательства.
Врачам не рекомендуется назначать ноотропные и пептидные препараты детям и подросткам с РАС для развития речи и других психических функций. Разработчики подчеркивают: доказательств того, что эти препараты способны влиять на развитие когнитивных и речевых навыков, нет. Зато есть данные, что они могут повышать двигательную активность, вызывать расторможенность и расстройства сна.
В документе указано, что в России и за рубежом для терапии РАС используются методы, неэффективность и небезопасность которых уже доказана: метод хелирования для лечения симптомов РАС и метод гипербарической оксигенации для лечения РАС.
Кроме того, в проекте клинических рекомендаций перечислены вмешательства, эффективность которых не доказана. Это бесказеиновая и безглютеновая диеты, терапия с животными (иппотерапия, канистерапия, дельфинотерапия), остеопатия, иглорефлексотерапия, арт-терапия, метод Томатис и биоакустическая коррекция [95], метод транскраниальной стимуляции постоянным током и микрополяризация головного мозга. Составители отмечают, что эти методы зачастую предлагаются вместо рекомендованных и эффективных вмешательств и абилитации. При этом речь идет о процедурах высокой стоимости, которые проводятся без контроля качества.
«Эти вмешательства не нанесут вреда, но их польза не доказана. Никто, безусловно, не мешает детям кататься на лошади или рисовать. Но доказательств, что это поможет при РАС, нет. А включен этот раздел был специально, чтобы врачи не думали, что про эти методы забыли, и продолжали их рекомендовать», – говорит Юлия Азарова, главный редактор медиаресурсов фонда «Выход».
Разработчики отмечают, что на сегодняшний день наука не может предложить более эффективного средства для преодоления ключевых дефицитов, связанных с аутизмом, чем постоянная абилитация на основе поведенческих, психологических и образовательных подходов.
Среди комплексных программ вмешательств рекомендованы программа, основанная на принципах прикладного анализа поведения, Денверская модель раннего вмешательства для развития речевых и когнитивных навыков и адаптивного поведения в возрасте 18-48 месяцев, инклюзивная программа LEAP для развития когнитивных, речевых и социальных навыков, а также снижения симптомов РАС у детей старше четырех лет, программа TEACCH для улучшения социального поведения и снижения частоты нежелательного поведения, развития когнитивных, вербальных, моторных навыков для детей и подростков с РАС.
Если Минздрав примет проект, на его основании будут утверждаться стандарты оказания медицинской помощи при РАС. Ознакомиться с клиническими рекомендациями можно на сайте Ассоциации психиатров и психологов за научно обоснованную практику.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.