Воспитаннице ПНИ 33 года, она выпускница коррекционного интерната 8 вида. Девушку безосновательно лишили дееспособности, когда переводили из детского дома в ПНИ.
«В то время лишение дееспособности в нашей стране происходило автоматически. Судебные дела решались так — приносили пачку бумаги и у выпускников ДДИ и коррекционных интернатов всем скопом отнимали это право, без разбора», — поясняет психолог «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Юлия Курчанова.
Если женщина недееспособна, по закону она ребенку никто. Она не может вступить в родительские права, не имеет права написать заявление на временное размещение в дом ребенка. Младенец становится государственным, считается оставшимся без попечения родителей и попадает в базу данных детей-сирот для усыновления.
В фонде «Волонтеры в помощь детям-сиротам» есть специальный курс «Семья в поддержку», где обучают временные семьи и сопровождают их. Сейчас новорожденной девочке нашли временную приемную семью, которая будет поддерживать связь с родной мамой. Процесс восстановления дееспособности, скорее всего, займет не меньше полугода.
«Ребенок под опекой во временной семье уже несколько дней. Юридически это оформлено как обычная опека. В ближайшее время планируется знакомство приемной и кровной мамы. С учетом карантина, возможно, это произойдет дистанционно. Мы будем работать на то, чтобы установить доверие между кровной и приемной семьей. Это большая и непростая задача — у каждой стороны есть свои сложности, семьи нужно поддерживать и выстраивать между ними доверительные отношения и коммуникацию в интересах ребенка», — объяснила психолог.
После кровная мама с ребенком будут жить в Центре социальной постинтернатной адаптации выпускников сиротских учреждений при Департаменте соцзащиты Москвы. Маме помогут с социальными и родительскими навыками и получением жилья, чтобы она могла дальше работать и жить самостоятельно.
Зачем нужны временные приемные семьи
Для России адаптация через модель сопровождаемого проживания — это инновационный проект, подобные практики пока есть только у НКО, говорит Юлия Курчанова.
Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» целенаправленно развивает такую практику. Есть много ситуаций, в которых временное устройство в приемную семью лучше, чем детский дом. Например, когда кровная мама лежит в больнице и не может заботиться о ребенке, а других родственников нет. Или это ребенок из приемной семьи, где сейчас проблемы, и его тоже нельзя снова помещать в сиротское учреждение.
«Временная семья — меньшее из зол для ребенка. Человечество не придумало ничего лучше, чем семья, для воспитания детей, — рассказала АСИ Курчанова. — Были попытки организовывать альтернативное воспитание, коммуны, детские дома, которые до сих пор существуют. Но все это показывает плохой результат. Все современные исследования говорят о том, что никакой самый хороший детский дом не даст ребенку столько сил, уверенности и шансов на социализацию, как семья».
Если с ребенком обращаются хорошо, для него крайне важно остаться в кровной семье.
«Родитель для ребенка – это мир. Это человек, который помогал ему с самого рождения выжить, справляться с жизненными обстоятельствами, учил его держать ложку, ходить в туалет, общаться с другими людьми. Другой жизни ребенок не знал. Если мы посмотрим на кровную семью, может быть, даже не очень благополучную, глазами самого ребенка, то ему, конечно, хочется, чтобы эти люди были рядом с ним, ему это принципиально важно», — пояснила психолог фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.