Больной не может поговорить с врачом
Одна из самых частых просьб, с которой сейчас обращаются люди с нарушениями слуха в службу социально-медицинского сопровождения «Забота», — вызвать скорую помощь или дозвониться в поликлинику.
Елена Соловейчик, директор Центра развития и поддержки глухих и слабослышащих детей и их родителей «Я понимаю», говорит, что «Забота» выручает. Но врачи скорой помощи и поликлиник приходят домой к глухим в масках и не все из них хотят общаться с пациентами письменно.
«У меня есть остатки слуха, я стараюсь вслушиваться в их речь без считывания с губ. Но есть те, кто совсем не слышит. Так и до пандемии было: кто-то снимал маску, кто-то писал, а кто-то отказывался. Врачи разные попадаются. Эту проблему решило бы использование прозрачных масок или письменное общение», — предлагает директор «Я понимаю».
Послеоперационная реабилитация — только онлайн
Из-за коронавируса сейчас не проводятся операции по кохлеарной имплантации — установке электронных устройств, помогающих слышать. Родители детей с нарушениями слуха ждут, когда снимут ограничения и операции возобновят.
Тем, кто успел сделать операцию и подключить речевой процессор, обязательно нужна реабилитация — благодаря ей растет вероятность восстановления слуха у ребенка и освоения речи. Нужно общаться с сурдопедагогом, и лучше — лично.
Наиля Галеева, директор благотворительного фонда «Мелодия жизни», говорит в интервью АСИ, что онлайн-общение родителей с сурдопедагогом не заменит живого. Педагог показывает, каким должно быть взаимодействие родителей с ребенком, как установить эмоциональную связь. Но лучше помощь онлайн, чем никакой помощи совсем.
«Специалистов, которые умеют работать онлайн — 1% от имеющихся. Но с каждым днем их становится все больше, — говорит Галеева. — Карантин — это огромная проблема для реабилитации. В то же время он дал большой толчок для развития онлайн-помощи, которая в дальнейшем очень пригодится тем, кто живет далеко от крупных центров. Сейчас, сделав операцию, они возвращаются домой, в маленький город или деревню, где специалистов нет совсем».
Елена Соловейчик также сообщила, что так как закрыты сурдологические центры, слуховые аппараты не могут получить дети, имеющие остатки слуха и не нуждающиеся в кохлеарной имплантации.
Трудно получать оперативную информацию
С 1 января 2020 года по всем телеканалам доступны субтитры или сурдоперевод в объеме не менее 5% эфирного времени в неделю. Однако это касается программ, которые выходят в эфир в предварительной записи. Прямые трансляции смотреть сложнее.
«Отсутствие доступа глухих к информации — грубейшее нарушение прав человека. Люди оказываются в информационной изоляции», — говорит Елена Соловейчик. Смотреть трансляции обращения президента, например, помогают добровольцы-переводчики. Они включают прямой эфир в Instagram и переводят у телевизора. Краткие субтитры в режиме онлайн могли бы упростить понимание устного обращения.
«Мы писали Путину, разговаривали с ТВЦ. Я переписывалась со специальным докладчиком по нарушению прав инвалидов ООН, она обещала помочь. Я подписала все официальные документы», — сказала Анна Комарова, директор Центра образования глухих и жестового языка имени Г.Л. Зайцевой.
Почти невозможно учиться дистанционно
К большинству обучающих видеоматериалов нет субтитров, из-за чего старшеклассникам трудно изучать новые темы. Только в небольшом количестве школ уроки проводятся на русском жестовом языке.
Практически все родители берут на себя роль учителей своих детей — учащихся коррекционных школ для глухих и слабослышащих детей. Большинство школ приняли решение, что учителя не будут выходить на связь с учениками в режиме онлайн. Вместо этого педагоги отправляют учебные материалы в виде презентаций или дают ссылки на задания по учебникам.
«В одной школе для глухих детей педагог высылала устные задания, девочка с большой потерей слуха из семьи глухих пыталась вслушиваться в речь педагога. Создается впечатление, что некоторые специалисты, работающие в коррекционных школах, не знают особенностей потери слуха у детей. В условиях дистанционного обучения важно, чтобы были субтитры к обучающим видеоматериалам, а также перевод на русский жестовый язык», — рассказала Елена Соловейчик.
Невозможно оформить доставку пенсии на дом
Не все люди с нарушениями слуха получают пенсии по старости или инвалидности на банковскую карточку. Многие все еще пользуются сберкнижками и ходят в отделение Сбербанка. Сейчас пенсионеры могут заказать курьерскую доставку денег домой, оформив по телефону заявку у оператора банка. Проблема в том, что оператор принимает заявку только при условии, что клиент своим голосом сообщает необходимые данные.
«После тридцатиминутных разборок с первым оператором, объяснениями с переводчиком, включается громкая связь, мучительно произносятся ФИО, дата рождения и т.п. Оператор не понимает речь глухого. Телефонные микрофоны также искажают звуки. Переводчик повторяет всю информацию за глухим, но уже слышит в трубке длинные гудки», — описывает ситуацию Анна Комарова.
А когда, по словам операторов, «устная речь вызывает сомнение», глухих приглашают… прийти в отделение банка.
Не всегда удается забрать заказ из интернет-магазина
Некоторые интернет-магазины звонят покупателям, чтобы подтвердить заказ. Человек с нарушениями слуха не может ответить на звонок, в результате его заказ аннулируется.
Например, по словам подписчицы группы «Я понимаю» в Instagram, супермаркет «Перекресток» проигнорировал ее комментарий к заказу, где она объясняла, что плохо слышит, и просила писать СМС или сообщение в WhatsApp. А «Fix Price» отказался доставить заказ через оператора службы «Забота». Объяснил тем, что «не лично со слабослышащей покупательницей общаются, а с оператором».
«Лично у нас сломалась индукционная плита, одна компания отказалась направить к нам мастера, так как он звонит с городского номера, писать сообщения не может, — рассказывает Соловейчик. — Учитывая, что мы всегда дома, вообще нет необходимости писать, во сколько он будет. Договориться о дате его выезда к нам тоже не получилось. Мы обратились в другую сервисную службу, где без проблем удалось оформить вызов мастера и впоследствии связываться с ним. Всем магазинам нужно наладить техническую возможность оповещения: почта, СМС, мессенджеры, а также читать комментарии: глухие и слабослышащие люди обычно указывают свою просьбу о способах связи с ними при доставке».
Продавец с нарушениями слуха не может помочь покупателю в маске
В некоторых магазинах Москвы продавцами-консультантами работают люди с ограничениями слуха, они считывают речь покупателя по губам. Однако теперь все носят маски.
«Если глухой сотрудник работает в магазине, на его футболке спереди и сзади желательно сделать рисунок двух кистей рук (условное обозначение жестового языка) или дактилологии (ручной азбуки). Тогда покупателям будет понятно, что продавец их не слышит. Такой опыт был у одной глухой девушки, которая работала в «Декатлоне» до пандемии. Позитивно на это отзывались», — рассказала Елена Соловейчик.
По ее словам, магазины должны обеспечивать таких продавцов блокнотами и ручками, которые они могут дать покупателю, чтобы тот мог письменно задать свой вопрос.
«Можно также использовать прозрачные маски или экраны. Но каждый покупатель не сможет, да и не должен покупать их. Получается, глухой должен носить с собой эти маски, предложить слышащему их надеть. Но по мне, проще пользоваться бумагой и ручкой», — говорит директор «Я понимаю».
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.