Эксперты Высшей школы организации и управления здравоохранением совместно с профессором, онкологом Анатолием Махсоном выпустили исследование на тему оказания онкологической помощи в России.
Результаты исследования показали, что стандартизованный коэффициент смертности (СКС) от злокачественных новообразований среди всего населения в России в 2018 году на 9% выше, чем в Белоруссии, и на 11% выше, чем в некоторых европейских странах, а первичная заболеваемость онкологическими заболеваниями в нашей стране в среднем на 25% ниже, чем в странах Европы.
По словам директора Фонда борьбы с лейкемией Анастасии Кафлановой, СКС — величина условная. Среди прочего она связана с выявляемостью: чем позже пациент придет к врачу, тем сложнее минимизировать последствия его заболевания.
«Рост заболеваемости — это, по сути, рост выявляемости. В развитых странах она выше, чем в России, но и у нас выявляемость, к счастью, растет», — говорит Кафланова.
«Хоть бы не рак»
«Если мы посмотрим разбивку по мужчинам и женщинам, то увидим, что у российских мужчин СКС составляет 250, у женщин — 130.
Это связано с нашим менталитетом: женщины больше склонны заботиться о своем здоровье. Скорее всего, они обращаются к врачу на более ранних стадиях заболевания и выявляемость у них выше. Чаще именно женщины направляют своих мужей или пожилых родителей на прием к врачу.
В других странах похожая динамика: в Великобритании коэффициент у мужчин — 189, у женщин — 141; в Испании — 193 и 99 соответственно: в Беларуси — 241 и 110. Люди одинаковые — системы здравоохранения у нас разные», — говорит директор фонда.
По ее словам, часто россияне боятся обращаться к врачу, даже если понимают, что с ними что-то не так: «Хоть бы не рак, рак — это приговор». Поэтому нужно информировать самих пациентов: важно, чтобы люди чувствовали ответственность за свое здоровье.
С чем связана низкая выявляемость
«Первый фактор — человек поздно обращается к врачу. Второй — отсутствие онконастороженности у первичного звена врачей — терапевтов. Также влияет сильная загруженность врачей, недостаточность лабораторной диагностики, сложная маршрутизация.
Получить современную и своевременную медицинскую помощь при онкологических заболеваниях — очень сложно. Человеку, который живет в деревне в отдаленных регионах, — практически невозможно. А ведь от того, насколько быстро и правильно будет поставлен диагноз, зависит исход лечения.
Нужно говорить и о регулярном обучении врачей, повышении квалификации. Медицина сейчас быстро развивается, появляются новые методы исследований», — отмечает Кафланова.
О росте затрат на помощь людям с онкологией
По данным исследования, в 2020 году в России выросли затраты на оказание медицинской помощи по профилю «Онкология». Для разных видов медпомощи рост составил от 10 до 73%.
«Рост затрат на лечение онкологических заболеваний в российских стационарах за год составил 31%. Конечно, это хорошо. Но достаточно ли этого? Нет.
Онкогематология, например, одна из самых затратных сфер онкологии. 100 848 рублей на одного пациента? У нас один курс таргетного лечения стоит больше», — говорит директор фонда.
Авторы исследования обращают внимание, что рост расходов по профилю «Онкология» превышает общий рост расходов в системе ОМС. Это, по их мнению, может отрицательно сказаться на оказании медицинской помощи по другим профилям. Кафланова также подчеркивает, что государство не должно забывать о помощи пациентам с другими заболеваниями.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.