27 января Фонд социальной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации «Безопасный дом» провел онлайн-встречу с экспертами, работающими в сфере предотвращения торговли людьми.
О глобальных трендах миграции и как они влияют на уязвимость мигрантов и жертв торговли людьми рассказала программный специалист Международной организации по миграции (МОМ) Юлиана Павловская.
Глобальный характер миграции
Россия занимает четвертое место в мире по количеству принимаемых мигрантов. Сейчас в мире насчитывается 272 млн мигрантов — сотни тысяч человек каждый год покидают родные города в поисках лучшей жизни и на новом месте или на пути к нему сталкиваются с многочисленными факторами риска, в том числе с риском стать жертвой торговли людьми.
По данным Международной организации труда (МОТ), в 2016 году насчитывалось 40 млн жертв современного рабства, большинство из которых — трудовые мигранты.
Факторы риска
В последние годы вырос уровень женской и молодежной трудовой миграции и, соответственно, уровень торговли людьми в целях трудовой эксплуатации также возрос.
К факторам, способствующим росту торговли людьми, относится:
- меньшее количество прав мигрантов в сравнении с коренным населением;
- мигранты оторваны от своих общин, не имеют доступа к социальной защите;
- рост спроса на дешевую рабочую силу;
- безработица в регионах;
- ограничивающая миграционная политика.
Наибольшему риску стать жертвой незаконных трудовых отношений и жертвой торговли подвергаются беженцы и люди без гражданства, несопровождаемые дети, мигранты с серьезными медицинскими проблемами, представители меньшинств, женщины и пожилые люди.
Работа с уязвимыми группами
В российских городах-миллионниках — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге — традиционно большее количество мигрантов, и, соответственно, они чаще представляют собой «хабы», через которые проходят потенциальные жертвы трудовой эксплуатации и торговли людьми.
Одна из задач государства в области миграции — отслеживать и ослаблять факторы риска, с которыми могут столкнуться мигранты. И здесь необходима помощь неправительственных организаций и, возможно, диаспоральных структур. Только при таком взаимодействии помощь будет долгосрочной и устойчивой.
Сейчас мигранты в России практически не получают никакой помощи от государства. Безусловно, нужны бюджеты и программы, чтобы мигранты вошли в число уязвимых групп, нуждающихся в помощи.
«Изменения в сфере торговли людьми в нашей стране есть. Одним из самых позитивных сдвигов я могу назвать вступление России в члены Международной организации по миграции (МОМ) в 2020 году», — отметила Павловская.
Когда МОМ начинала работу в Москве в 2006 году в области предотвращения торговли людьми, было гораздо сложнее достучаться до властей на любом уровне. Сейчас представители правоохранительных и муниципальных органов часто сами выявляют жертв, но без принятия национального плана действий и соответствующего закона их действия пока мало что значат.