О том, что рабочие начали реставрировать храм при МГУ, сообщил Telegram-канал «Архитектурные излишества». На опубликованных фотографиях видно, как на белокаменные блоки укладывают плитку. Алексей Крапухин, эксперт фонда «Внимание», побывал на объекте лично.
«Рабочих на объекте не оказалось. Я увидел, что со стороны факультета журналистики практически весь белокаменный цоколь заделан плиткой, стоят леса. Посмотрел, что кое-где уже поврежден белокаменный карниз», – рассказал АСИ Крапухин.
Крапухин позвонил на горячую линию Департамента культурного наследия г. Москвы. Там пообещали отправить на место работ инспектора. Вскоре к церкви подошли пять человек.
«Один из них мне сказал, что он из МГУ и что эти работы проводит университет. В хамской манере начал мне рассказывать, что здесь все давно сгнило, сыпется, это надо закрыть плиткой и сказать спасибо, что масляной краской не покрасили. Не знаю, был ли один из них представителем департамента культурного наследия или нет. У них были какие-то документы в руках, на них была «шапка» правительства Москвы», – рассказывает Крапухин.
Эксперт пробыл у церкви около двух часов: за это время инспектор так и не приехал. Сразу после этого фонд «Внимание» составил запрос в Департамент культурного наследия Москвы, чтобы выяснить, законны ли работы. На момент публикации новости департамент не ответил.
Сначала сообщалось, что строение облицовывают керамогранитной плиткой. Владимир Вигилянский, протоиерей храма Святой Мученицы Татианы при МГУ, опроверг эту информацию. По его словам, рабочие используют известняковую плитку, чтобы воссоздать первоначальный вид храма.
«К сожалению, храм стоит практически на проезжей части, известняк уничтожается с каждым годом, поэтому нужно было подобрать такой материал, который соответствует первоначальной основе. Специалисты подобрали материал, в его основе известняк», – отмечает Вигилянский.
Взгляд архитектора
Представитель фонда «Внимание» отмечает: текущие работы не соответствуют правилам научной реставрации. Из-за них может потеряться оригинальный рисунок фасада, произойдет повреждение или утрата подлинного материала.
Архитектор Петр Генерозов подтверждает: такая плитка не подходит для облицовки фасадов и может быстро отвалиться.
Любая дополнительная облицовка искажает облик здания. Вместо этого рабочие должны были очистить белокаменную кладку, убрать испорченные элементы и укрепить известняк специальными составами.
«Полностью скрываются за новой облицовкой изумительной красоты веерные клинчатые перемычки над окнами цокольного этажа, выполненные из идеально подогнанных белокаменных камней. Фасад, таким образом, теряет качество подлинности и превращается в унылую фасадную стенку магазина “Пятерочка”», – говорит Петр Генерозов.
Новая облицовка затруднит испарение воды с поверхности камня, что приведет к его разрушению, отмечает эксперт. Кроме того, затирка швов недолговечна: ее хватит на один или два года, после этого влага попадет за плитку, увлажняя стену и историческую кладку.