Президент России внес в Госдуму законопроект, который разрешает Генпрокуратуре представлять интересы страны в международных судах и при рассмотрении жалоб, поданных в ЕСПЧ.
С соответствующим предложением к президенту обратился генпрокурор Игорь Краснов. По его мнению, прокуратура России обладает необходимым инструментарием для наиболее эффективного обеспечения защиты государства, россиян и организаций в международных и зарубежных судебных процессах.
Сейчас функции представителя РФ в ЕСПЧ выполняет заместитель министра юстиции Михаил Гальперин.
«От перемены мест слагаемых сумма не меняется», — так прокомментировал АСИ эту инициативу адвокат некоммерческой организации «Правовая инициатива» (организация внесена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента) Григор Аветисян.
По словам юриста, позиция Минюста — это в любом случае позиция государства и нет ни одного дела в ЕСПЧ, в котором бы Минюст проявил юридическую/политическую самостоятельность.
«Крайне маловероятно, что участие Генпрокуратуры улучшит положение дел либо как-то положительно повлияет на динамику рассмотрения дел против России в ЕСПЧ (в пользу России), — рассказывает Григор Аветисян в беседе с корреспондентом АСИ. —
Однако учитывая политические реалии, отсутствие изменений — уже оптимистичный прогноз. В вопросах применения практики по российским делам в ЕСПЧ участие Генеральной прокуратуры мало чего изменит, но нас интересует позиция ведомства и его возможности в вопросе исполнения постановлений ЕСПЧ, включая вопросы своевременных выплат и компенсаций, назначенных судом. Надеюсь, что в этом сегменте не будет ужесточения позиции России».