«Мы больше не одни»
На то, как меняется сектор, как изменил его ковидный год и какие игроки появились на рынке фандрайзинга, участники события посмотрели с разных ракурсов: со стороны частных фондов, государственного сектора, бизнеса и частных жертвователей.
Анна Смирнова, заместитель генерального директора Центра развития некоммерческих организаций (центр внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента) обозначила новую тенденцию в фандрайзинге: «Если посмотреть на то, как выглядит наше сообщество, глазами обычных людей, то оно такое классное, бодрое. Но сейчас в наше сообщество стали входить и новые игроки. Мы больше не одни».
В числе новых активных фандрайзеров на рынке оказались частные фандрайзеры, волонтеры (например, сообщество «Мейкеры против COVID»), креативный сектор (организаторы «Дикой мяты» запустили донат-платформу), малый бизнес – все те, кто раньше не занимался сбором средств.
«Обычные люди стали активнее фандрайзить. Все жертвуют всем. Рынок перемешался, меняются роли. Работают базовые законы фандрайзинга, нужно продолжать этими законами пользоваться, не забывать про них. Но одновременно появляются и новые возможности», – добавила Анна Смирнова.
«Один из главных уроков прошлого года – любая поддержка предполагает гибкость и своевременность. Появляются новые истории, подходы, новые практики. Это то, к чему мы должны еще привыкать. Гибкость для фандрайзера означает еще и новую конкуренцию», – рассказала Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина.
По ее мнению, один из эффективных инструментов для создания устойчивости организации — это целевые капиталы. Несмотря на кризис, в России появляется все больше фондов целевых капиталов, что соответствует международной традиции. Сам фонд в том числе поддерживает создание эндаументов. Сегодня их 200 в России, и примерно половина из них по-прежнему создана для поддержки сферы образования. Но есть и изменения.
«Новые фонды стали появляться в менее популярных сферах, таких как культура, социальная помощь, здравоохранение и спорт, хотя и медленнее», – подчеркнула Оксана Орачева.
Также Орачева подчеркнула, что целевой капитал работает только тогда, когда организация использует и другие инструменты.
«Весь пакет должен работать одновременно, только тогда организация сможет быть устойчивой, а фонд целевого капитала послужит подушкой безопасности и поможет пережить турбулентные времена», – добавила Орачева.
Пожертвования становятся нормой
Гендиректор Фонда президентских грантов Илья Чукалин рассказал о том, как фонд поддерживает некоммерческие проекты даже в кризис. Побеждает каждый пятый поданный проект, 88, 5% организаций – не из Москвы.
Сейчас проходит конкурс от дочерней организации фонда – Президентского фонда культурных инициатив, принять участие в котором могут не только НКО, но и коммерческие организации, индивидуальные предприниматели и муниципальные учреждения.
Кроме финансовой, Фонд президентских грантов оказывает еще и информационную поддержку.
«Мы проводим замеры информированности людей об НКО. Люди знают про волонтеров, но не ассоциируют их с НКО. Фонд старается всеми ресурсами оказывать своим грантополучателям информационную поддержку, чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость сектора», – сказал Чукалин.
Именно на «Белых ночах фандрайзинга» сотрудница Сбербанка (product owner) Елена Шпегель представила новый сервис для ежедневной благотворительности «СберВместе». Она также отметила: «Наступили кризисные времена, когда бизнес не может оставаться в стороне, не жертвуя, не выступая инициатором благотворительных активностей».
Шпегель также призвала некоммерческие организации присоединяться к проекту банка.
«Бизнес и власть приходят в наш сектор, но нам может и «прилететь»
«Такое счастье. Мы столько лет ждали, что Сбербанк начнет заниматься благотворительностью, и так здорово, что вы делаете это классно», – прокомментировал Митя Алешковский, основатель фонда «Нужна помощь». Он также вспомнил про приход в благотворительность компании «Яндекс», добавив: «Гиганты проснулись».
Алешковский рассказал о том, как «худший», по версии журнал Time, год влиял на пожертвования:
«В какой-то момент пожертвования упали на 70 % у всех, стало настолько страшно, что все решили: новая «чудесная» реальность нас ожидает. Потом все выровнялось. У нашего фонда, например, пожертвования выросли на 60%».
Одним из главных трендов сектора Алешковский назвал его цифровизацию, которой добивались много лет: «Кто вовремя не изменил свою работу, тот, к сожалению, будет плестись в конце».
Алешковский отметил, что выросла система регулярной поддержки, пожертвования становятся нормой, но больше 90 % населения еще не жертвуют регулярно: «В кризис люди чувствуют проблемы лучше, поэтому они и жертвуют больше».
Он также напомнил результаты опроса «Левада-Центра» (центр внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента), согласно которому отечественным благотворительным организациям россияне доверяют больше, чем правительству.
«Это наша возможность, говорила Шульман, но я лично вижу в этом угрозу, – подчеркнул Алешковский. – Мы одна из самых уважаемых сил в стране. Мне становится страшно от той ответственности, которая легла на наши плечи. Потенциал для роста у нас гигантский, все заинтересованы в том, чтобы с нами работать: и бизнес, и власть входят в наш сектор. Перспектив очень много, но нам может и “прилететь”».
Конференция «Белые ночи фандрайзинга» проходит в Петербурге, завершается сегодня, 1 июля. На событии собрались эксперты-практики, грантодатели, доноры и благотворители из разных регионов России и других стран. Мероприятие организовано уже в 12-й раз.