Интересы фонда отстаивает адвокат Максим Крупский при поддержке фонда «Общественный вердикт» (внесен Минюстом РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента). Организация намерена оспаривать включение в реестр во всех возможных инстанциях.
«Наша уверенность в том, что есть хорошие шансы на положительное решение, основана, с одной стороны, на процессуальных нарушениях, которые, по мнению юристов, были допущены при внесении нас в реестр, а с другой – на том, что мы как организация с медицинской и фармацевтической лицензиями по определению не можем заниматься политической деятельностью», – говорит Сергей Дугин, генеральный директор фонда.
«Специалисты Минюста сделали вывод о том, что мы занимаемся политической деятельностью на основании изучения нашего сайта и материалов СМИ о нас. Наши юристы выяснили, что акт об этом был оформлен ненадлежащим образом: он датирован 12 ноября 2020 года, а часть скриншотов с сайта – 16 ноября», — сообщают представители «Гуманитарного действия».
На слушаниях в Октябрьском народном суде, состоявшихся 28 июля, специалисты управления Минюста не смогли прояснить, как в акте появились скриншоты из будущего. Максим Крупский считает, что это грубое нарушение, и подчеркивает, что речь идет о ключевом доказательстве.
Кроме того, как отмечает защита, в Минюсте не учли, что «Гуманитарное действие» имеет лицензии на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности.
В ст.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» говорится, что деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан и некоторых других сферах не относится к политической.
«Это означает, что на фонд нельзя распространять действие нормы, связанной с включением в реестр иностранных агентов, даже если организация получает иностранные деньги», — считает защита.
«Об этом же говорит Конституционный суд РФ в постановлении №10-п от 8 апреля 2014 года: «Какими бы ни были источники денежных и иных материальных средств некоммерческих организаций, если цели их деятельности не выходят за рамки указанных (в абзаце 3 п.6 ст. 2 закона «О некоммерческих организациях». — Прим. АСИ) областей, они не могут считаться выполняющими функции иностранного агента», — поясняет Крупский.
Несмотря на эти доводы Октябрьский районный суд отказал «Гуманитарному действию» в административном иске, судья посчитала, что проверка была проведена без нарушений. «Но мы не считаем решение суда законным и обоснованным и продолжим борьбу дальше», — подчеркивают представители организации.
«В каком-то смысле внесение в реестр иноагентов позволило нам выйти из информационного пузыря и трезво оценить свои силы и возможности, чтобы развиваться дальше», – отмечает Сергей Дугин.
Сейчас в сотрудничестве с Бюро Анны Ладошкиной организация работает над сайтом, чтобы он стал более удобным для жертвователей и полезным для подопечных фонда.
«Компания Charity Solutions разработала для нас фандрайзинговую стратегию на период до 2023 года, многие положения которой мы возьмем на вооружение для обеспечения нашей устойчивости», — сообщил Дугин.
Кроме того, «Гуманитарное действие» находится в процессе регистрации фонда целевого капитала. В организации рассчитывают, что это поможет привлекать «длинные» деньги на сохранение и развитие деятельности.
*Организация внесена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента