Андрей Максимов, председатель комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, рассказал о проекте «Живое наследие» – национальной карте локальных культурных брендов и туристических достопримечательностей России.
Типы культурных брендов, которые можно найти на карте, – поселения, сооружения, природа, события, традиции и промыслы, гении места, гастрономия, образы, арт-кластеры.
Создатели проекта убеждены: культурное наследие может выжить, только если станет брендом. Важно, чтобы этому бренду хватило ресурсов.
Что сохраняют в Мордовии?
Память об известных людях — так отвечает на этот вопрос Светлана Баулина, и.о. министра культуры, национальной политики и архивного дела Мордовии. Здесь родились адмирал Фёдор Ушаков, летчик-истребитель, герой Советского союза Михаил Девятаев, скульптор Степан Эрьзя.
В 2021 году начался региональный проект по культурному брендированию территории республики. Среди брендов Мордовии – мордовские блины – пачат, урусоские валенки (у них даже есть музей), тавлинская игрушка, Санаксарский монастырь.
В Республике работает Центр национальной культуры, там можно научиться плести лапти или выучить мордовские песни XVIII века.
В музейно-культурном центре «Дом традиций» в селе Паракино учат мордовской кухне, вязанию, вышиванию, могут провести по историческим местам в этнопарке.
«Культура – это инструмент для преобразования местности, поезд, на котором наши уроженцы едут в наше село», — отмечает Евгений Ледяйкин, руководитель МКЦ «Дом традиций».
По его словам, развитие культуры в селах в первую очередь возвращает «домой» тех, кто уехал, а не туристов. Вокруг культурных мероприятий на местах очень важно объединять местные сообщества.
Обязательное условие для развития бренда в регионах – дороги и инфраструктура. Если их нет, можно назваться хоть кунсткамерой – никто не приедет.
Общественная палата РФ проводит форум «Сообщество» с 2015 года. Это открытая рабочая площадка для гражданских активистов, представителей НКО, власти, журналистов и неравнодушных людей, готовых заниматься социально ориентированной работой. Задача форума — выявить лучшие региональные и федеральные практики гражданской активности, объединить единомышленников, придать импульс развитию гражданского общества в регионах.