Фильм о том, как устроена жизнь в обычной школе в маленьком городке, где детям не до учебы, учителя старой закалки, и молодые учителя из Москвы, которым сложно встроиться в этот мир.
Школа в роли социальной службы
«Мы снимали обычную школу в маленьком городке за 100 километров от Москвы. В советское время он был известен одной фабрикой, сейчас она практически развалилась. И работать, кроме железной дороги, там негде, — рассказывает режиссер Юлия Вишневецкая,
— В школе в основном учатся дети из семей, которые нельзя назвать благополучными. У многих родители выпивают, у детей нет книжек, нет условий заниматься дома».
По мнению Вишневецкой, школа в провинции берет на себя роль почти отсутствующей в России хорошей социальной службы. Если в семье происходит насилие, алкоголизм, родители тяжело болеют — об этом быстро становится известно в школе.
«Учителя занимаются с отстающими, бывает, что они подкармливают голодных детей. Хорошо бы, конечно, чтобы школа была не только местом социального надзора. Но такой институт очень нужен, особенно в тех регионах, где много проблемных семей», — считает режиссер.
Проблема в том, что дети несчастны
Школьники совершенно равнодушны к тому, что происходит на уроках. У них выработалась «специальная глухота» — привычка игнорировать все, что говорят взрослые.
«Но проблема не в уровне образования, а в том, что дети в школе, как правило, чудовищно несчастны. Они проводят там много часов, делая вещи, смысл которых не понимают, — считает Юлия Вишневецкая.
— Самое интересное взаимодействие происходит вне школьной программы. Потому что это живой, настоящий контакт. Васе (одному из героев фильма — прим. ред.) удавалось вытащить на дебаты, на игры в мафию очень трудных ребят».
«Не вписались в традиционные парадигмы»
Вася Харитонов и Катя Мамонтова, молодые учителя-энтузиасты из Москвы, оказались в коллективе учителей старой закалки. Они планировали, что проведут в школе два года, но продержались только год.
«Старые учителя хотели, чтобы мы продолжали их важное дело — давали знания ученикам, — рассказывает Вася, — В них сильна вера в некоторый стабильный мир. Но мир-то меняется.
Ценность знаний иная: сейчас все можно загуглить за секунды. Важнее другие навыки: критическое мышление, умения пользоваться знаниями.
Есть учителя, которые это понимают, но в нашей школе было консервативное руководство. Мы не вписались в их традиционные парадигмы».
Дружба важнее оценок
Самое главное, что произошло за школьный год — это дружба, возникшая между молодыми учителями и некоторыми детьми.
Катя Мамонтова надеется, что они стали для подростков поддержкой. «Для детей аутсайдеров наша дружба — это такая легитимность их образа мыслей, — поясняет она, — Что он не неправильный, он просто отличается, есть взрослые, которые тоже так думают. Я подружилась с диссидентским клубом мальчишек, а с некоторыми девочками мы до сих пор часто общаемся».
«Мир провинциальной школы — не самый радостный и гуманный. И я хотела сказать этим фильмом, что всюду жизнь, — говорит Юлия Вишневецкая. — И даже в таком мире есть место для настоящих человеческих отношений и смелых поступков. Для ребенка, который растет в сложной среде, дружба с хорошим взрослым важнее оценок».
25 августа в Центре документального кино (ЦДК) пройдет специальный показ фильма «Катя и Вася идут в школу«. И с этого дня начнется прокат. Кино можно будет посмотреть в ЦДК, кинотеатрах «КАРО.Арт» и в ДК «Рассвет».
В 2020 году фильм получил «Лавровую ветвь» в номинации «Лучший кинофильм».